Александр Бердников: «Республика Алтай находится на подъеме. Мы набрали уверенные темпы экономического роста»

Глава Республики Алтай Александр Бердников ответил на вопросы корреспондента ПолитСибРу.

- Александр Васильевич, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее экономическое положение Республики Алтай? Каковы достижения? В чем заключаются проблемные моменты?

- Несмотря на последствия мирового кризиса, которые не обошли стороной и наш регион, экономическое положение республики можно назвать стабильным. Тот факт, что наш бюджет большей частью формируется за счет дотаций из федерального центра, позволяет нормально функционировать бюджетной сфере. Что касается реального сектора экономики, то и здесь 70% выполняемых работ так или иначе связаны с бюджетной сферой, поэтому наши предприятия и предприниматели не испытывают столь серьезных трудностей, которые есть у их коллег в других регионах.

Как показывает последний мониторинг, проведенный республиканским министерством экономического развития, наш регион занимает лидирующие позиции по ряду показателей. За 10 месяцев этого года в республике заметно выросли объемы инвестиций. Их прирост к уровню прошлого года составил 25 - 30%. В Сибирском федеральном округе по данному показателю мы в числе первых. Высокими остаются темпы строительства жилья. В 2008 году объем жилья, вводимого индивидуальными застройщиками, составил 150% к уровню прошлого года – по этому показателю мы в СФО также находимся на лидирующих позициях. Неплохими темпами увеличивается и строительство многоэтажного жилья – здесь мы по итогам года ожидаем рост на 15 - 20%. Положительная динамика наблюдается по объемам промышленного производства - в основном за счет переработки леса, добычи полезных ископаемых и пищевой промышленности, больше стали выпускать плодовоовощной и ликероводочной продукции.

Позитивные изменения происходят в социальной сфере. На 20 - 25% возросли реальные доходы населения, снизился уровень безработицы. Существенно – на 32 - 33% - выросли объемы розничного товарооборота, что также косвенно свидетельствует о росте уровня жизни людей.

Наблюдается высокая динамика прироста собственных доходов в муниципалитетах. В среднем рост доходов составил от 20 до 50% благодаря тому, что муниципальные власти стали уделять больше внимания поддержке и развитию в своих районах предпринимательства.

Главная задача, которую мы ставим перед собой, и которую нам удается решать – это привлечение в республику инвестиций. В качестве примера можно привести Майминский район. В прошлом году там не было и 400 миллионов рублей инвестиций, а сейчас – 1,8 миллиарда. В других районах показатели не столь впечатляющи, но динамика также высока.

Повышение инвестиционной привлекательности - важное условие экономического роста. Запущен ряд крупных инвестиционных проектов суммарной стоимостью более 4 миллиардов рублей. Это горнолыжный комплекс "Манжерок", предприятие по производству строительных изделий "Магис", гостиничный комплекс "Алтай-Resort", реконструкция и модернизация ООО "Майма-молоко", реконструкция аэропорта "Горно-Алтайск". Планируется строительство крупного гостиничного комплекса и горнолыжного комплекса в районе Каракольских озер.

Республика находится на подъеме, мы набрали уверенные темпы экономического роста. Я бы не сказал, что мы идем к прогрессу семимильными шагами, но курс выбран правильный. Создан новый механизм обеспечения благоприятных условий для социально-экономического развития региона.

Одной из основных точек экономического роста является особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. В Горном Алтае существуют прекрасные возможности для развития туризма: благоприятный климат, хорошая экология, наличие живописных ландшафтов. Поэтому правительство республики уделяет приоритетное внимание туристско-рекреационной деятельности.

В этом году произошло событие, значение которого для региона трудно переоценить – в республику пришел природный газ. Это важный шаг на пути к социально-экономическому благополучию. В недалеком будущем голубое топливо придет и в дома жителей сельских районов. Правительство республики берет на себя субсидирование малообеспеченного населения для подвода газа к домам.

Одна из приоритетных задач деятельности правительства - развитие малого и среднего предпринимательства. В рамках программы развития малого бизнеса государственная поддержка из республиканского бюджета осуществляется путем субсидирования части процентной ставки по кредитам. На 2008 год на реализацию программы было предусмотрено 10,5 миллиона рублей, на 2009 год – 18 миллионов, на 2010 год – 20,5 миллиона рублей. В последние годы благодаря государственной поддержке наметилась положительная динамика. Доля численности работников малых предприятий в общем количестве занятых возросла с 13,7% до 14,9%. В объеме промышленного производства доля малых предприятий составляет 18%, оборот организаций малого предпринимательства достиг 36,9%. Инвестиции организаций, являющихся субъектами малого бизнеса, возросли по итогам 2007 года в 3,1 раза и составили более одного миллиарда рублей. Поступления налогов в бюджет от деятельности субъектов малого предпринимательства в 2007 году превысили 129 миллионов рублей.

Важным показателем благосостояния населения является заработная плата и денежные доходы. В целом по республике с 1 января 2006 года по 1 сентября 2008 года среднедушевые денежные доходы выросли в 2,25 раза. Размер начисленной заработной платы за 3 года вырос в 1,9 раза и составил в июле 2008 года 10910 рублей.

- Чего ждет республика от наступающего 2009 года? Отразится ли мировой экономический кризис на состоянии дел в Республики Алтай?

- Ситуация осложнилась повсеместно, в том числе и в Республике Алтай. Но сказать, что у нас все плохо, я не могу. Мы нормально функционируем – как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики. Созданный в республике антикризисный комитет всесторонне анализирует ситуацию и разрабатывает превентивные меры недопущения кризисных процессов. Принято решение о снижении расходов по второстепенным нуждам при сохранении основных параметров: заработной платы, лекарственного обеспечения, питания, коммунальных услуг.

Что касается банковской сферы, то более строгими стали условия кредитования юридических и физических лиц, в первую очередь кредиты выдаются надежным, проверенным клиентам. У населения не должно быть опасений по поводу сохранности их банковских вкладов, на это есть государственные гарантии.

Прогнозы финансово-экономического состояния нашей республики вполне оптимистичные. У нас сверстан и защищен на всех уровнях бюджет 2009 года, основные статьи расходов у нас будут финансово обеспечены.

-Как вы оцениваете перспективы ОЭЗ "Алтайская долина"? Какие компании будут сотрудничать в развитии ОЭЗ? В каком объеме удалось привлечь инвестиции частных компаний в проект "Алтайской долины"?

- Мы с самого начала, еще на этапе конкурсного отбора, ясно представляли себе тот мощный потенциал, которым будет обладать проект особой экономической зоны. И не ошиблись. "Алтайская Долина" действительно привлекла к себе большое внимание как со стороны инвесторов, так и со стороны государства.

Во-первых, строительство зоны повлекло за собой реализацию таких крупных инфраструктурных проектов, как реконструкция аэропорта "Горно-Алтайск" и Чуйского тракта. Сейчас, когда в республику пришел газ, следующим крупным проектом, мы надеемся, станет строительство газогенерирующих станций для обеспечения зоны необходимой энергией. Во-вторых, "Алтайская Долина" является, образно говоря, инвестиционным магнитом. Уже сегодня на один объект на территории ОЭЗ претендует несколько инвесторов, и процесс привлечения новых потенциальных инвесторов продолжается. Уже на этапе проектирования зоны вырисовываются её оригинальные черты, и, поверьте мне, это будет действительно очень интересное и привлекательное место, куда будут приезжать, и куда непременно захотят возвращаться.

На настоящий момент в "Алтайской Долине" есть два официально зарегистрированных резидента: это компании ООО "ИНТЕРСКИ" и ООО "Горно-Тур". Эти компании согласно своим бизнес-планам вложат в ОЭЗ порядка двух миллиардов рублей. В целом объем частных инвестиций по проекту оценивается в 10 миллиардов рублей, но сегодня эти цифры уже колеблются в сторону увеличения. Вместе с госинвестициями в "Алтайскую Долину" будет вложено до 20 миллиардов рублей.

- Каковы дальнейшие планы газификации региона? Насколько реален проект строительства газопровода в Китай через Республику Алтай? Что это даст республике?

- Я уже неоднократно подчеркивал, что газификация даст республике огромные блага. На газовое отопление постепенно будет переводиться не только жилой сектор, но и промышленные предприятия. Согласно программе газификации региона, утвержденной совместно с "Газпромом", газовые котельные будут запущены на крупных объектах туристско-рекреационного комплекса. Бюджетом на предстоящие три года в республике предусмотрены серьезные средства на газификацию. Кроме того, будут выделены финансовые ресурсы для поддержки малообеспеченных семей, которым не по карману приобретение газового оборудования для отопления домов. В сотрудничестве с Алтайским краем мы будем осваивать производство сжиженного газа и перевод автотранспорта на газовое топливо. Нет необходимости доказывать и важность экологической составляющей, ведь именно благополучная экология привлекает и будет привлекать в нашу республику многочисленных туристов.

Газопровод "Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху" - это первая ласточка и только начало газификации региона. Торжественный пуск газораспределительной станции в Майме состоялся 21 ноября. К этому моменту в республике к работе на газе было подготовлено четыре котельных: две в Горно-Алтайске и две в Майминском районе. Три котельных будут отапливать многоквартирные жилые дома и социально-культурные объекты, а четвертая котельная – промышленного назначения, она будет обеспечивать потребности Майминского завода железобетонных изделий. Всего же на территории Республики Алтай до 2011 года планируется перевести на газ 48 котельных, подать газ в 36 853 квартиры и домовладения, проложить межпоселковый газопровод в Майме и Горно-Алтайске.

Что касается строительства газопровода "Алтай", то я убежден, что рано или поздно он будет построен: слишком велика заинтересованность обеих сторон – Китая и России. С технической точки зрения препятствий для осуществления проекта нет никаких. ООО "Газпром трансгаз Томск" хорошо изучил предполагаемую трассу газопровода и готов начать строительство в любой момент. Задержки в реализации проекта вызваны переговорами по цене на газ между "Газпромом" и китайской государственной нефтяной компанией CNPC. О возникших задержках можно только сожалеть, так как строительство газопровода "Алтай", конечно, очень выгодно республике и в плане дальнейшей газификации региона, и в плане создания рабочих мест для местных жителей, и в плане поступления налоговых доходов в республиканский бюджет.

- Расскажите о развитии транспортной инфраструктуры республики. Как обстоят дела с проектами развития аэропорта, строительства железной дороги, автомобильной дороги на Китай?

- В рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015)" предусмотрены бюджетные ассигнования на реконструкцию взлетно-посадочной полосы Горно-Алтайского аэропорта. На эти цели из федерального бюджета запланировано выделить 1,2 миллиарда рублей. 100 миллионов из них было освоено в прошлом году, и в этом году проведены торги на выполнение работ федеральным агентством "Росавиация".

В ноябре этого года я встречался с министром транспорта России Игорем Левитиным. В рамках встречи был обсужден ряд важных для республики проблем. В частности, достигнуто соглашение об активизации работ по реконструкции аэропорта с удлинением взлетно-посадочной полосы до 2300 метров, что позволит принимать средние магистральные самолеты класса Боинг-737 и АН-74. Завершить реконструкцию планируется в кратчайшие сроки – за полтора-два года. Удлинение взлетно-посадочной полосы означает, в первую очередь, организацию прямого авиасообщения с Москвой. Пока же жители республики вынуждены летать из аэропортов Барнаула или Новосибирска. Потенциальные перевозчики уже имеются, интерес к организации таких авиаперевозок выразили несколько сибирских авиакомпаний.

Вопрос о строительстве железнодорожной ветки поднимался давно, еще в советские времена. Однако тогда решение так и не было принято. В настоящее время этот вопрос вновь достаточно активно обсуждается как в федеральном правительстве, так и среди некоторых компаний. Нет сомнений, что данный проект необходим для развития нашего региона. Его реализация даст возможность перевозить тысячи пассажиров в республику и обратно, а также будет способствовать добыче и использованию уникальных полезных ископаемых Горного Алтая. Принято решение о начале проектно- изыскательских работ в 2009 году. По оценке специалистов, на это уйдет около года. После мы приступим к разработке проектно-сметной документации. Начало строительства планируется на 2013 год, окончание - в 2015 году. Длина железной дороги составит 112 километров, стоимость всего проекта - 25,6 миллиарда рублей.

Проекта строительства автомобильной дороги на Китай в настоящее время не существует, таких планов нет. Сейчас речь идет о возобновлении строительства автомобильной трассы на Казахстан. Президент Дмитрий Медведев уже дал положительную оценку данному проекту. В частности, на последнем Форуме глав приграничных регионов в Казахстане, на котором присутствовали главы двух государств, и Дмитрий Медведев, и Нурсултан Назарбаев неоднократно подчеркивали, что данная автомобильная трасса необходима для взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. По словам Дмитрия Анатольевича, проект имеет важное государственное и геополитическое значение и его необходимо осуществить в ближайшие годы. Президент России дал поручение министру транспорта Российской Федерации Игорю Левитину приступить к разработке необходимых для этого документов. После этого я лично встречался с Игорем Евгеньевичем, а также Дмитрием Козаком, в то время министром регионального развития РФ. В результате достигнута договоренность, что строительство дороги из России в Казахстан по территории республики будет начато уже в 2009 году.

Автомобильная трасса первой категории пройдет по территории Республики Алтай от казахской границы через перевал, села Карагай и Талда до выхода на Чуйский тракт. Строительство этой магистрали свяжет воедино четыре государства – Казахстан, Россию, Монголию и Китай.

На реализацию проекта республике будут выделяться субсидии из федерального бюджета в размере более 2 миллиардов рублей ежегодно. Этот важный проект обеспечит дальнейшее развитие в республике дорожно-строительной отрасли, налоговые поступления в местный бюджет, позволит создать новые рабочие места.

В наших ближайших планах - еще и благоустройство Чуйского тракта, который получит международный статус и станет частью дороги: Краков - Львов - Дрезден - территория России - Казахстан, с выходом через Республику Алтай на Монголию.

Читайте полную версию на сайте