Госдума РФ намерена разрешить страховщикам отказывать автомобилистам в восстановлении машин после аварии
Сегодня, 10 декабря, Госдума РФ намерена рассмотреть в первом чтении поправки в закон об обязательном страховании гражданской автоответственности (ОСАГО).
Как сообщает РИА Новости, поправки уточняют состав убытков, подлежащих возмещению по договорам ОСАГО, и позволяют страховым компаниям снижать объем резервов по договорам ОСАГО не более, чем до 10% общего объема своего резервного фонда.
Ранее законопроекты планировалось рассмотреть на пленарном заседании в пятницу 5 декабря, однако парламентарии не справились с объемом проектов, которые сами себе определили на одно пленарное заседание, и перенесли часть из них на следующее заседание.
Первый законопроект предлагает разрешить страховым компаниям отказывать пострадавшим автомобилистам в восстановлении товарной стоимости их автомобилей после аварий. Уточняется, что утрата товарной стоимости транспортного средства не относится к страховому риску по ОСАГО, поскольку не может быть компенсирована восстановительным ремонтом после дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Практика применения закона об ОСАГО показала неоднозначность толкования судами различной юрисдикции понятия "утрата товарной стоимости", что приводит к принятию разных решений по вопросу подлежащих возмещению убытков, отмечается в сопроводительных документах к законопроекту.
"Только сам факт ремонта автомобиля после ДТП влечет за собой утрату товарной стоимости автомобиля, даже если полностью восстановлены его функциональные характеристики и товарный вид", - отмечается в заключении профильного комитета палаты.
При этом делается уточнение, что к утрате товарной стоимости относятся только те потери, которые не могут быть компенсированы восстановительным ремонтом.
Законопроект предполагает, что при определении размера подлежащих возмещению убытков учитывается износ заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих восстановительному ремонту. Эти положения предлагаются для недопущения неосновательного обогащения при возмещении убытков по ОСАГО.
Депутаты комитета полагают, что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления темпов износа заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих восстановительному ремонту. Второй законопроект предлагает разрешить страховщикам снизить объем резервов на компенсации по ОСАГО.
Законопроектом предлагается установить, что в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5% от его доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на страховые выплаты.
Эта же сумма направляется и на прямое возмещение убытков до достижения резервом величины, равной 10% размера страхового резерва. По действующему закону, страховая компания направляет в страховой резерв всю разницу между доходами и расходами по договорам ОСАГО свыше 5%.
Законопроект устанавливает предельный уровень формируемого страховыми организациями страхового резерва. В своем резервном фонде страховые компании смогут резервировать на компенсационные выплаты по ОСАГО максимум 10% средств от объема резервного фонда.
Авторы законопроекта считают, что сейчас процесс резервирования непонятен и непрозрачен, тогда как предлагаемый законопроектом десятипроцентный уровень соответствует международной практике.
Уровень страхового резерва в части ОСАГО приводится в соответствие с международной практикой в преддверии вступления России в ВТО, отмечают авторы.