Стенограмма телепрограммы "Разговор с Владимиром Путиным"
"Что вы любите больше всего?", - на последний вопрос Владимир Путин ответил одним словом - "Россию!".
Стенограмма телепрограммы "Разговор с Владимиром Путиным":
М.СИТТЕЛЬ: Добрый день! Я - Мария Ситтель.
Несколько месяцев назад в России начали свою работу общественные приемные Председателя Правительства, лидера партии "Единая Россия" Владимира Путина, и за без малого полгода туда поступили сотни тысяч обращений от россиян.
Сегодня в этой студии те люди, которые ежедневно работают с этими обращениями. Кроме того, мы пригласили сюда тех людей, которые лично приходили в общественные приемные Владимира Путина со своими насущными вопросами.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Добро пожаловать в Москву, в студию специальной программы "Разговор с Владимиром Путиным". Я - Эрнест Мацкявичюс.
В прямом эфире Председатель Правительства Российской Федерации, лидер партии "Единая Россия" Владимир Владимирович Путин.
М.СИТТЕЛЬ: У каждого из вас сегодня есть возможность задать свой вопрос Владимиру Путину. Все телефонные звонки будут поступать сюда, в единый центр обработки информации, номер бесплатного телефона (он сейчас должен быть на ваших экранах): 8-800-200-40-40, СМС-сообщения можно отправлять на номер: 0-40-40, адрес интернет-сайта: www.moskva-putinu.ru.
Сегодня по ходу нашего прямого эфира мы выйдем на связь с несколькими общественными приемными Владимира Путина в разных уголках нашей Родины. А в этой студии мне и моему коллеге Эрнесту Мацкявичюсу будут помогать Анна Титова, Петр Ровнов и Дмитрий Седов.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Итак, здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.ПУТИН: Добрый день!
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Вы уже больше полугода возглавляете Правительство. Как Вы себя ощущаете в этом кресле? Что удалось сделать за это время?
В.ПУТИН: Главное, конечно, не кресло, а обязанности, которые порождает та или иная должность в стране, в государстве. Для меня это не новая работа. Известно, что в 1999 году я уже возглавлял Правительство, да и будучи Президентом страны, постоянно в очень тесном контакте с Правительством работал. Так что эта работа требует, конечно, большой отдачи, безусловно, особенно в современных условиях. Но что делать, это большое счастье, что судьба дает возможность послужить стране и на этом месте.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Но Вы уже дали это понять, Владимир Владимирович, когда пришли, что внешний экономический фон в стране все-таки был другим.
В.ПУТИН: Да, конечно. Собственно говоря, то, что происходит сегодня в нашей экономике, является следствием мирового финансового кризиса. Сегодня это никому не нужно доказывать, это очевидный факт: кризис начался в Соединенных Штатах, которые, по сути, в результате своей финансовой и экономической политики довели до кризиса и "заразили" этим кризисом экономики практически всех ведущих стран мира. Безусловно, это коснулось и нас, и мы с этим столкнулись, но в целом, если говорить о результатах 2008 года, несмотря даже на негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику России, результаты по году в целом у нас являются хорошими.
Я напомню эти цифры. Мы планировали рост экономики несколько более 7%, 7,5% примерно - у нас рост экономики составит около 7%, примерно 6,8, может быть, 6,9 процента. Это хороший показатель.
Но, конечно, для нас важны социальные последствия того, что мы делаем: рост реальной заработной платы будет примерно 12,6%, рост реальной пенсии составит 12 с небольшим процентов, а в номинальном выражении это будет процентов 25; росло промышленное производство - почти 5% (4,8).
Что касается сельского хозяйства, то оно показало вообще рекордные результаты за многие предыдущие годы. Рост в процентах был 8,8. Вы знаете, рекордный сбор урожая, зерновых - свыше 100 млн. тонн, такого давно не было у нас.
Правда, есть проблемы, связанные с ростом инфляции. Планировалось 12 с небольшим процентов. Мы, скорее всего, по итогам года выйдем на 13 процентов. Связано это с мировым кризисом и с тем, что Центральный банк, Министерство финансов вынуждены были вбросить в экономику большой объем ликвидности денежных средств. Это, конечно, повлияло тоже на инфляцию.
Но в целом, повторяю, даже несмотря на мировой финансовый кризис, по году результаты хорошие.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Владимир Владимирович, а придется пересматривать какие-то планы, и если да, то насколько серьезно?
В.ПУТИН: Принципиально мы не думаем пересматривать никаких планов, и это самое главное. Это касается и планов инвестиционной деятельности крупнейших наших компаний; это касается планов реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реформирования системы медицинского обслуживания населения, ОМС (обязательного медицинского страхования). Это касается планов реорганизации в сфере образования, и это касается реформирования пенсионной системы.
Кроме всего прочего, - и, я думаю, мы к этому еще вернемся, наверняка будут вопросы, - хочу сразу же в начале нашей беседы сказать: все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий - все будет исполняться.
В некоторых странах, которые столкнулись с кризисом, и все об этом знают, планируется снижение уровня заработных плат и доходов населения. В социальной сфере мы этого делать не будем, наоборот, мы намерены все наши планы по повышению всех этих пособий исполнить.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Зал дает красноречивый ответ на эти инициативы.
Владимир Владимирович, в ходе подготовки к сегодняшней программе мы отобрали вопросы, которые чаще всего задают граждане России, я думаю, что это то, что, собственно, и волнует россиян. И главный вопрос - кризис переживем?
В.ПУТИН: Надо прямо сказать, это будет сложный период в мировой экономике и в нашей тоже. И мы должны быть морально, организационно, и в финансовом смысле, и даже политически к этому готовы. Но, вы знаете, Россия и не такие проблемы переживала, ей уже более тысячи лет.
И совсем недавно еще, мы помним, в начале 90-х годов, мы столкнулись даже с проблемами сохранения территориальной целостности страны, с полной дезинтеграцией производства, социальной сферы.
Сегодня страна находится в абсолютно другом положении, совершенно в другом положении. У нас есть все шансы пройти этот сложный период, повторяю, сложный период, все-таки с минимальными издержками и для экономики, и, что самое главное, для наших граждан.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Я напоминаю, что свои вопросы Председателю Правительства можно задавать по телефону, с помощью СМС и через Интернет. Они поступят в информационный центр, где сейчас работает моя коллега Мария Ситтель. Маша, ждем информацию от Вас.
М.СИТТЕЛЬ: Да, Эрнест, количество телефонных звонков с самых первых минут начала нашего эфира выходит на пиковые показатели, и очень активны СМС-пользователи, причем, что удивительно, это не только молодежь, но это и люди старшего поколения, о чем свидетельствует серьезный, социально острый тон задаваемых вопросов. И вот буквально несколько реплик, для того чтобы понять диапазон тем, который интересует россиян.
"Уважаемый Владимир Владимирович, спасите Отечество! Когда Вы закроете все игорные заведения по стране? Я хочу, чтобы мой супруг приносил деньги домой, а не в игровой клуб", - просит женщина из Димитрограда, Ульяновская область.
Реплика, а скорее - инициатива: "Не помню ни одного случая добровольной отставки госчиновников за плохую работу. Почему?"
Ну и, конечно же, основной массив обращений - это кризис, это кредит, это ипотека, это работа.
И у нас есть телефонный звонок, давайте выведем его в эфир.
Башкортостан, алло, здравствуйте, представьтесь!
Д.САЛЬНИКОВ: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович. Звонит вам житель поселка Тирлянский, Сальников Дмитрий Николаевич.
У нас вот какой вопрос к Вам. У нас молодая семья, сейчас мы остались без работы, так как наше предприятие на грани закрытия в связи с глобальным мировым кризисом. Большинство жителей нашего поселка также осталось без работы, так как их специальности были направлены на металлургическое производство. Как нам дальше жить?
В.ПУТИН: Это как раз те сложности, о которых я говорил в самом начале, с которых мы, собственно говоря, и начали.
В период развития экономики и в период большого потребления некоторых наших традиционных товаров на мировых рынках, в частности, металлургической промышленности, предприятия расширялись и набирали необходимое количество сотрудников.
Сегодня - и я уже говорил, практически в этом же зале, на съезде "Единой России" - мы знаем о том, что потребление металла в мире упало в связи с сокращением производства в автомобильной промышленности (например, у основных потребителей в Соединенных Штатах доходит уже до 30 с лишним процентов, в Японии - 15, в Европе - 20% в среднем примерно). Сократился и экспорт нашей продукции за рубеж, а наши компании почти 50% своей металлургической продукции отправляли на экспорт. И это объективная проблема, на которую влиять мы, конечно, напрямую не можем.
Вместе с тем, я исхожу из того, абсолютно уверен, что и мировая конъюнктура изменится, и у нас в стране потребуется больше металла и других товаров нашего традиционного производства. И, конечно, трудовые ресурсы, особенно квалифицированные ресурсы, будут востребованы.
Что, тем не менее, можно и нужно предпринять сегодня?
Первое, и я тоже уже об этом говорил, - для тех людей, которые уже потеряли работу, мы существенным образом повышаем пособие по безработице - до 4900 рублей в месяц.
Кроме этого, я считаю, что и сами предприятия, муниципалитеты и региональные власти - и только позавчера я собирался с большой группой губернаторов, мы как раз обсуждали эту проблемы - должны будут разработать и уже в самое кратчайшее время, буквально в ближайшие дни, начать осуществлять целый комплекс мероприятий, связанных со спасением рабочих мест, там где это можно сделать. С переквалификацией работников тех или иных предприятий, направив на это соответствующие финансовые ресурсы, с повышением возможности внутренней миграции, то есть направлением трудовых ресурсов и людей, собственно говоря, в те регионы, где сегодня такие трудовые ресурсы востребованы (с выплатой подъемных, например), с организацией общественных работ, с разворачиванием строек, связанных с развитием инфраструктуры. Для этого у нас есть необходимые денежные средства и подготовлены ресурсы и в Дорожном фонде, в ОАО "РЖД", в некоторых других наших крупных компаниях.
Вот весь этот комплекс мы будем осуществлять.
Кроме этого, считаю необходимым создать необходимые денежные ресурсы у соответствующих служб, которые занимаются занятостью с тем, чтобы оперативно реагировать на такие наиболее острые проблемы.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Владимир Владимирович, Вы говорили о помощи, которую выделяет государство в тех или иных отраслях экономики. Однако, просматривая вопросы, поступившие на наш сайт, я вижу, что не у всех эти меры встречают понимание. У людей создается такое впечатление, что основными получателями денег являются крупные банки.
Вот конкретный вопрос на эту тему: "Стоит ли помогать крупным банкам? Банки деньги у государства берут под 6% годовых, а выдают под 25, в том числе малому и среднему бизнесу? А может быть, напрямую помогать реальному сектору?"
И вообще, люди просто интересуются, хватит ли денег в Резервном фонде, чтобы пережить кризис.
В.ПУТИН: Прежде всего, по банкам. Банки - это кровеносная система любой экономики. Мы должны помнить негативные последствия прежних лет, или негативные последствия кризисов прежних лет, например 1998 года, когда рухнула вся банковская система. Мы, конечно, такого допустить не можем, потому что за банками стоят не только предприятия реального сектора экономики, за банками стоят миллионы вкладчиков - граждан Российской Федерации, которые заинтересованы в том, чтобы банковские учреждения работали ритмично, у них было достаточно ликвидности, чтобы обеспечивать интересы граждан. Именно для этого мы направляем по разным каналам огромные средства в банковский сектор. Мы уже называли эту цифру - примерно около 5 трлн. Рублей. Центральный банк выделяет различные ресурсы, долгосрочные уже пошли, среднесрочные (хотя долгосрочных, конечно, еще не хватает, наверняка мы об этом еще поговорим), краткосрочные ресурсы. Эти ресурсы есть, и они в банковскую систему выделяются.
Конечно, прежде всего, мы работали с такими банками, которые не растратят и не растранжирят государственные, собственно говоря - ваши, уважаемые граждане России, деньги, деньги налогоплательщиков. Какие это банки? Мы их называем "системообразующие". Это банки с государственным участием: Сбербанк, ВТБ ("Внешторгбанк"), "Газпромбанк". Отчасти - ВЭБ (Банк для внешнеэкономической деятельности): но это, собственно говоря, отдельное учреждение, через которое мы осуществляем ряд функций. Но, конечно, и мы сейчас это видим, этих усилий, направленных на поддержание только банковского сектора, недостаточно, потому что и сегодняшние кризисные явления в значительной степени являются уникальными. Ранее мировая экономика с таким масштабом кризиса не сталкивалась.
Поэтому сегодня мы приняли решение о том, чтобы напрямую поддерживать реальный сектор и через банковскую систему, и напрямую, - что такое напрямую, я сейчас скажу, - через банковский сектор. Для того, чтобы поддерживать предприятия реального сектора, мы выделили 175 млрд. рублей. Это долгосрочные кредиты, которые должны быть направлены предприятиям реального сектора. При этом мы будем требовать от банков, чтобы они по трем секторам давали нам информацию о том, в каком объеме они намерены эти сектора кредитовать. Какие это сектора? Это сельское хозяйство, это оборонно-промышленный комплекс и это малый и средний бизнес, и еще длинный список отраслей, которые мы рекомендуем для финансирования.
Я исхожу из того, что и этого может быть недостаточно. Мы в настоящий момент проводим анализ того, как работает банковская система. Там сегодня не проблема ликвидности существует, там существует проблема доверия - и между самими банками, и между банками и предприятиями реального сектора. Конечно, мы будем настаивать разными способами на том, чтобы государственные деньги дошли до получателя. Но и этого может быть недостаточно, и тогда мы будем использовать другие инструменты. Какие? Например, входить напрямую в капиталы крупных компаний, там где государству, а значит и налогоплательщику, в конечном итоге это будет выгодно; в такие предприятия, которые являются основой экономики всей Российской Федерации. Мы не исключаем, что эти инструменты могут быть применены достаточно широкомасштабно.
В отношении банковского сектора такая форма участия государства уже предусмотрена через Агентство по страхованию вкладов, которому выделены необходимые ресурсы в виде 200 млрд. рублей и которое имеет право входить в капиталы проблемных банков.
То же самое мы считаем возможным в ближайшее время, если потребуется, распространить и на реальный сектор экономики.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Вторая часть вопроса, Владимир Владимирович, - про Резервный фонд.
В.ПУТИН: Когда телезритель задает вопрос по Резервному фонду, он, видимо, имеет в виду вообще все резервы государства. Потому что у нас существуют Резервный фонд, Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы Центрального банка. Я сейчас не буду останавливаться на том, как функционирует каждый из этих фондов. Но могу сказать, что, разумеется, мы имеем такие резервы, они большие. Россия - третья страна в мире по объемам золотовалютных резервов.
Более того, только что я получил свежую информацию от Центрального банка - впервые за последние недели мы наблюдаем рост золотовалютных резервов Центрального банка Российской Федерации.
Мы и копили эти средства для того, чтобы использовать их в случае возникновения в мировой экономике и, как следствие, в российской экономике каких-то кризисных явлений. Мы это и делаем. Но будем делать это аккуратно.
Что такое "аккуратно"?
Мы должны ясно понимать, сколько валюты приходит в страну, а в связи с понижением цен на мировых рынках на основные наши товары - энергоресурсы, нефть, газ, нефтепродукты, те же самые металлы, удобрения, некоторые другие продукты, в связи со снижением цен на мировых рынках на эти товары и в связи с тем, что мы не перестаем тратить значительное количество валюты на приобретение товаров по импорту, приток и отток регулируется известными в экономической и финансовой сфере средствами, и мы, конечно, должны будем эти средства использовать.
Но мы не будем допускать и не допустим резких скачков в экономике и резких скачков курса национальной валюты. Для этого, для того чтобы обеспечить интересы и граждан, и экономики, мы, если потребуется - а мы уже это делали - будем аккуратно использовать и золотовалютные резервы, и другие фонды, которые имеются в распоряжении Правительства. Если мы будем проводить взвешенную, осмысленную и ответственную экономическую политику, нам этих средств достаточно.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Владимир Владимирович, в зале тоже есть желающие задать Вам вопрос.
Петр, - я обращаюсь к Петру Ровнову, - дайте, пожалуйста, такую возможность людям.
П.РОВНОВ: Да, Эрнест. Кто хочет спросить Владимира Путина, прошу.
Пожалуйста, задавайте Ваш вопрос, но представьтесь.
А.ЛИШЕНИН: Алексей Лишенин, Волгоград. Владимир Владимирович, здравствуйте! В преддверии новогодних праздников у россиян появляется два вопроса: где купить елку и отдаст ли нам Украина деньги за поставленный ей газ?
Если первый вопрос мы еще сами решим, то по второму хотелось бы услышать ваше компетентное мнение. Спасибо.
В.ПУТИН: Что касается елки, то я думаю, что каждая семья, которая хочет иметь елку, сможет ее приобрести, или натуральную, или искусственную (сейчас все чаще и чаще используют искусственные елки). Во всяком случае, это создает определенную атмосферу и в населенных пунктах, и в домах наших граждан. Вообще, это, конечно, очень светлый, красивый праздник. Несмотря на все сложности, думаю, люди будут встречать Новый год с удовольствием.
Пользуясь случаем, хочу всех поздравить с приближающимся Новым годом, пожелать счастья и всего самого доброго.
Что касается Украины, то у нас идет сложный диалог. Действительно, украинские партнеры до сих пор не рассчитались с долгами, это свыше 2,5 млрд. долларов, это немаленькие деньги и для "Газпрома", и для страны в целом.
Мы знаем, что украинская экономика испытывает еще большие проблемы, чем российская: там, например, падение в металлургической промышленности, насколько мне известно, составило даже не 50%, как у нас, а 70%, это очень серьезно. Ну что делать, бесплатных товаров не бывает: надо платить.
Нам наши партнеры говорят: оставьте нам цены текущего года. Как мы можем оставить цены текущего года, если даже сегодня наши украинские партнеры до сих пор получают от нас тот же газ почти в 2 раза дешевле, чем в Европе. У нас есть договоренность, что мы выходим на рыночное ценообразование. Мы не можем в полцены или бесплатно продавать ликвидный товар, мы сами нуждаемся в деньгах, сами должны решать социальные проблемы. Мне один мой приятель в прежние годы говорил, когда я ставил перед ним какие-то сложные вопросы, он мне говорит: "Ты шо, с глузду зъехал, чи шо?" Это, я прошу прощения за произношение, может, оно и неправильное, но перевод такой: "Ты что, с ума сошел?"
Так же и здесь. Пойдите в Германию, в любой магазин зайдите и скажите: хочу взять "Мерседес" бесплатно - ну, кто же отдаст?- или в полцены. Почему мы-то должны в полцены отдавать?
Но, конечно, мы будем вести себя по-партнерски. Мы договариваемся о том, что переход должен быть мягким. В принципе, у нас есть договоренности по ценообразованию, и они не носят административного характера.
Весь смысл наших договоренностей с нашими партнерами в Украине заключается в том, что мы переходим к рыночному ценообразованию. Цена на газ привязана к мировым ценам на нефть, нефть повышается - цена на газ повышается, нефть понижается - и цена на газ понижается, и мы недополучим тогда каких-то денежных ресурсов. Но это справедливо, мы не командуем этими ценами.
Мы надеемся, что мы взаимопонимания с нашими партнерами достигнем, мы исходим из того, что у нас не будет никаких проблем с транзитом наших энергоресурсов основным потребителям в Западную Европу. Такие договоренности у нас с Украиной были достигнуты еще в прошлые годы, и я надеюсь, что они будут исправно эти договоренности исполнять.
Но если наши партнеры не будут исполнять эти договоренности либо, как в прежние годы, позволят отбирать несанкционированно наши ресурсы из транзитной трубы, мы вынуждены будем сокращать подачу. А что нам делать, куда нам деваться?
Мы намерены в самое ближайшее время подробно проинформировать по этим вопросам наших партнеров в Европе.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Режиссеры мне подсказывают, что у нас на связи уже есть наши коллеги, работающие в городах России. Но я видел поднятые руки в зале, поэтому, Анна, давайте дадим возможность задать вопросы в студии.
А.ТИТОВА: Аудитория уже готова подключиться к разговору. В первом ряду есть вопросы.
О.БЕЛАН: Добрый день, Владимир Владимирович! Ненецкий автономный округ, депутат окружного собрания депутатов Олег Белан.
На Ваш взгляд, претерпят ли какие-то изменения наши отношения с Америкой после избрания президентом Барака Обамы, будут ли они более прагматичными и конструктивными? Спасибо.
В.ПУТИН: Этот вопрос, видимо, нужно адресовать, прежде всего, новой американской администрации. Обычно всегда, когда происходит смена власти в любой стране, тем более в такой супердержаве, как Соединенные Штаты, какие-то изменения происходят. Мы очень рассчитываем на то, что это будут позитивные изменения.
Сейчас мы видим эти позитивные сигналы. В чем они заключаются? Обратите внимание на встречу министров иностранных дел стран - членов НАТО: и Украине, и Грузии отказано в Плане действий по присоединению к альянсу. Мы уже на экспертном уровне от людей, которые очень близки к вновь избранному президенту, его окружению, его помощникам, слышим о том, что с этим не надо спешить, не нужно портить отношения с Россией. Мы уже слышим о том, что нужно еще раз взвесить целесообразность размещения третьего позиционного района систем противоракетной обороны в Польше и радара, соответственно, в Чехии.
Мы слышим о том, что необходимо выстраивать отношения с Россией, учитывая ее интересы. Если это не просто слова, если они будут трансформированы в практическую политику, то, конечно, наша реакция будет адекватной, и наши американские партнеры ее сразу почувствуют.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Спасибо, Владимир Владимирович.
И сейчас у нас на связи первый наш город - это Северодвинск, где работает мой коллега Дмитрий Петров.
Дмитрий, здравствуйте, Вам слово.
Д.ПЕТРОВ: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Здравствуйте, коллеги!
Вас приветствует Северодвинск.
Мы находимся на заводе "Звездочка", одном из ведущих предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Завод выпускает новое оборудование для освоения арктического шельфа. Но, конечно же, главное направление - это ремонт подводных лодок, и вот этот красавец - ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Карелия" - только что прошел стапельный ремонт и сейчас помещен в док-камеру, где его будут готовить к спуску на воду, и уже затем он вновь заступит на боевое дежурство.
Здесь сегодня собрались сотрудники завода, рабочие, инженеры, конструкторы, военные моряки - все те, кто вносит самый непосредственный вклад в обороноспособность нашей страны, и у них есть вопросы к Владимиру Путину. Я передаю им слово.
Вопрос: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Першин Павел, я инженер предприятия "Звездочка".
Сегодня Правительство оказывает особое внимание предприятиям оборонно-промышленного комплекса. У нас нет проблем практически с финансированием и загрузкой по гособоронзаказу. Мы надеемся, что так будет и дальше, несмотря на финансовый кризис. Однако это не решает других проблем предприятия.
Первая проблема, основная - это изношенные основные фонды. Сегодня государственные средства, которые вкладываются в судостроение, направляются в основном в научные разработки.
Вторая проблема, важная для нас - это кадры. Во времена Советского Союза сюда, на Север, люди ехали за высокой заработной платой, а сегодня у меня заработная плата такая же, как у инженера из средней полосы России.
Вопрос: какие меры предпримет Правительство для модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса и восстановления полноценных северных надбавок работникам Севера?
Спасибо большое.
В.ПУТИН: Что касается "Звездочки". Предприятие мне хорошо известно, как Вы знаете, я там был не один раз. Собственно говоря, и подводная лодка, которая стоит за Вашей спиной, мне известна тоже хорошо. Я впервые, будучи Президентом, именно побывал на этой лодке, когда посещал Северный флот, и выходил на ней в море. Я хочу передать самый теплый привет экипажу.
Что касается предприятия, то вы, наверняка знаете о его финансовых проблемах. Мы ими занимаемся, мы это предприятие не оставим один на один с проблемами. Уже предприняты определенные шаги для оздоровления финансовой ситуации. Мы и дальше будем предприятию помогать.
Что касается заработных плат, то они, конечно, в значительной степени и прежде всего должны зависеть от экономической эффективности деятельности самого предприятия, от загрузки предприятия. А именно поэтому мы намерены не только размещать оборонзаказ на "Звездочке", но и помогать предприятию получать другие заказы из гражданской сферы. И "Звездочка" такие заказы уже, как Вам известно, выполняет.
Что касается северных надбавок, то эта система функционирует, но, зная все вопросы дополнительного характера, мы их изучаем и будем совершенствовать эту систему. То же самое относится и к тем, кто уже на Севере поработал и хочет переехать после выхода на пенсию в другие регионы страны. Люди знают, о каких проблемах я говорю, знают также, что мы систематически этими проблемами занимаемся. Будем решать их и дальше.
Что касается самого главного вопроса, вернусь к нему еще один раз, -"Звездочку" будем загружать, а финансовые ее проблемы помогать решать.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: На эту тему есть реакция в нашей студии.
Дмитрий, пожалуйста, дайте возможность задать вопрос.
П.РОВНОВ: У нас очень много желающих задать вопросы Владимиру Путину, но я думаю, что в продолжение темы армии и флота есть логика задать вопрос человеку в военной форме.
Пожалуйста, представьтесь, и Ваш вопрос.
Вопрос: Председатель Международного союза ветеранов Воздушно-Десантных Войск, Аэромобильных Войск и Войск Специального Назначения, генерал-лейтенант Слюсарь Альберт Евдокимович, город Рязань.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Проводимая реформа в армии предусматривает увольнение из Вооруженных Сил более 200 тыс. офицеров, кроме этого, ликвидируется институт прапорщиков и мичманов. Это, безусловно, налагает большую озабоченность на этих офицеров, и они смотрят очень с трудом на свое будущее, прежде всего, каким образом они будут обеспечиваться жильем, как будет осуществляться трудоустройство их, пенсионное, медицинское и другое обеспечение.
И второй вопрос: не повлияют ли сегодняшние реформы, которые проводятся в армии, на состояние обороноспособности нашей страны?
Спасибо.
В.ПУТИН: Я рассчитываю на то, что все преобразования, которые намечены и будут осуществляться в Вооруженных Силах, повлияют на обороноспособность, но, разумеется, в лучшую сторону, будут укреплять обороноспособность государства. Ради этого все и делается.
Что касается увольнений, о которых Вы сказали, - никаких массовых увольнений не планируется. Более того, в 2009 году увольняться будут только те офицеры, которые выслужили соответствующие сроки службы, это первая категория; вторая категория - это офицеры, которые были призваны после военных кафедр по договорам на два года, и срок этих договоров истекает.
Что касается прапорщиков, то их просто не будут готовить вновь. Но те, кто хотят дослужить в таком качестве, имеют это право. Те, кто хотят перейти, по сути, исполняя те же обязанности, но на гражданскую службу, а как правило, это делается с повышением заработной платы, могут сделать этот выбор самостоятельно. Но повторяю еще раз, те, кто служат в качестве прапорщиков, их никто не собирается увольнять только за то, что они прапорщики. Так что эти опасения, они лишены оснований.
Если же будут появляться какие-то перегибы в этом смысле, будут всплывать вещи, которые не планировались, но возникают, то тогда мы будем на это реагировать, я даже ни на секунду не сомневаюсь.
Что касается обеспечения жильем. В течение 2010 года все офицеры должны быть обеспечены постоянным жильем, а в 2012 году все военнослужащие, Вооруженные Силы будут обеспечены служебным жильем.
Темп, набранный в решении этой задачи, такой, что дает нам полное основание считать, что поставленные задачи будут исполнены.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Спасибо.
Я сейчас предлагаю, не отпуская Северодвинск, снова обратиться к центру обработки телефонных звонков, где работает моя коллега Мария Ситтель.
Маша, что интересует тех телезрителей, которые задают вопросы Председателю Правительства по каналам телефонной связи?
М.СИТТЕЛЬ: Тем очень много, которые задают, но я позволю себе все-таки продолжить армейскую, потому как мы уже ее коснулись.
Владимир Владимирович, огромное количество мам и молодых людей через СМС-сообщения, через телефонные звонки задают один и тот же вопрос: правда ли, что в армию теперь будут призывать не на год, а на два года и восемь месяцев? Что Вы можете ответить?
В.ПУТИН: Нет. Это просто слухи, не имеющие под собой никаких оснований.
Решение принято, оно состоялось, срок службы - 12 месяцев, и ничего менять мы не собираемся. Срок службы по призыву, естественно.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Я видел по мониторам, что у нас в Северодвинске кроме гражданских служащих, много было людей в форме флотских офицеров. Давайте дадим возможность им тоже задать вопросы.
В.ПУТИН: Пожалуйста.
Д.ПЕТРОВ: Кто из военных моряков готов?
Капитан третьего ранга, пожалуйста, представьтесь.
В.КОЛЕНКО: Командир боевой части атомного подводного ракетного крейсера "Карелия", капитан третьего ранга Коленко Вадим Степанович.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В продолжение вопроса, который задал генерал-лейтенант, прошу пояснить проблему приобретения жилья по программе "Государственные жилищные сертификаты". Многие моряки-подводники с помощью этой программы решают свои проблемы. Но уже поднимался вопрос о необходимости приведения в соответствие рыночной стоимости квадратного метра приобретаемого жилья со стоимостью квадратного метра по сертификату.
Мне предстоит увольняться в запас по достижении предельного возраста в 2010 году, смогу ли я и мои сослуживцы к этому периоду приобретать реальное жилье по данным сертификатам?
И второй вопрос: как предусматривается решить проблему обеспечения жильем военнослужащих, проходящих службу в районах Крайнего Севера?
Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, если я в чем-то ошибусь, в деталях, то Вы меня простите, но цифры все-таки будут достаточно точными. В начале года обеспеченность сертификата была 26400 рублей. Мы в первой половине года повысили стоимость этих сертификатов и сегодня это примерно 28500 рублей, для Москвы и Петербурга - примерно 34800 рублей. Средняя стоимость одного метра жилой площади по стране - 28 тыс. Так что сертификат, в принципе, наполнен реальными деньгами. Справедливости ради, должен сказать, что для Москвы и Петербурга - 34 тысячи, но реальная стоимость в Москве и Петербурге больше - это примерно 42 - 44 тысячи.
Я исхожу из того, что, во-первых, сейчас, - нет худа без добра, - но стоимость квартир в целом по стране, в том числе в Москве и в Петербурге, все-таки будет снижаться. Этих денег должно быть достаточно даже для того, чтобы приобретать квартиры в крупных мегаполисах. Ну, конечно, в Москве и Петербурге это сложнее с учетом разницы: 34 тысячи, повторяю, в сертификат заложено и 42 - 44 тысячи по Москве и Петербургу.
Дополнительно в этом году мы выделяем в распоряжение Министерства обороны еще 21 млрд. рублей для приобретения жилья для военных с рынка готового жилья либо жилья, находящегося в высокой степени готовности. Это значит, что Министерство обороны сможет приобрести для военнослужащих дополнительно 10 тыс. квартир. 10 тыс. - это приличное количество.
Для Петербурга мы уже сегодня договорились практически с администрацией города о том, что разницу между 34 тыс., заложенными в сертификат, и 42-мя, а столько стоит в Петербурге в среднем 1 кв.метр жилья, администрация города будет гасить за свой счет. Если нам еще с Москвой удастся об этом договориться, - я думаю, что Юрий Михайлович меня слышит, - то это будет существенным движением вперед.
Но в целом мы, повторяю еще раз, уверены в том, что в 2010 году мы проблему с постоянным жильем закроем.
Что же касается того вопроса, который Вы задали по поводу проживания во время несения службы, это служебное жилье должно быть, и эту проблему мы планируем полностью решить в 2012 году.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Спасибо, Владимир Владимирович. Спасибо, Северодвинск.
Будем двигаться дальше.
А.ТИТОВА: Эрнест, извините, а ипотека? На эту тему очень много вопросов. Жилье очень сильно всех волнует. Давайте дадим возможность залу еще один вопрос на эту тему задать.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Пожалуйста, представьтесь.
Н.ГОГОЛЬ: Здравствуйте!
Гоголь Наталья, Московская область, работаю бухгалтером.
Знаете, в настоящее время сложилась такая ситуация: банки под любым предлогом отказываются давать кредит на жилье, вплоть до того, что вводят запретительный процент, и получить ипотеку практически нереально, во всяком случае, проблематично. Некоторые банки идут на то, что настоятельно просят досрочно погасить кредит в такой ситуации. Собирается ли государство каким-то образом влиять на это, и как нам быть? Спасибо.
В.ПУТИН: Проценты действительно поднимаются, это тоже результат финансового кризиса, отражение мирового финансового кризиса в нашей экономике. Связано это и с тем, что Центральный банк вынужден повышать ставку рефинансирования, а это, в свою очередь, связано с попытками Центрального банка предотвратить отток капитала из страны. Я сейчас не буду вдаваться в теорию, здесь много предложений по поводу того, как можно нивелировать эти негативные последствия для потребителей, как можно стимулировать потребительский спрос, в том числе в жилищном строительстве.
Что же касается требования банков по ускоренному погашению кредитов, то проблема лежит, как правило, в гражданско-правовой сфере. Если в договоре есть оговорка о том, что в случае падения стоимости залоговой массы, т.е. снижения заложенной под этот кредит квартиры, банк имеет право потребовать довнесения этой залоговой массы, а, как правило, это требование выражается в предложении погасить часть основного долга досрочно, то формально-юридически банк имеет на это право. Но лучше бы ему этого не делать. Потому что на самом деле это проблема не только заемщика, но и проблема кредитора, - заложенное имущество. Квартиру банку девать некуда.
Но это уже отдельная тема. Мы обсуждали ее, эту проблему, и вот что я считаю возможным сделать. Я считаю возможным через систему Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию выдавать государственные гарантии, которыми банк может воспользоваться для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, получая соответствующую поддержку Центрального Банка, и не "кошмарить" своего кредитора, своего клиента. Я думаю, так будет лучше для всех.
Если будут вопросы, я готов буду в ходе нашей сегодняшней беседы даже более подробно на этом остановиться.
Пожалуйста.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Кстати, Владимир Владимирович, очень много таких вопросов: уволили с работы, нет возможности платить банку за квартиру, помогите сохранить жилье.
В.ПУТИН: Тогда продолжим эту тему, она действительно очень острая, и я понимаю людей, которые оказались в этом положении, это действительно очень острая жизненная ситуация. Если человек работу теряет, либо в связи с имеющимися проблемами в экономике и финансовой сфере сокращается рабочая неделя, зарплата резко падает, нужно еще и кредит выплачивать, - что делать в этом случае, может ли государство помочь? Может и должно помочь. Как?
Первое предложение такое. Для людей, которые утратили работу, либо для людей, которые столкнулись с резким понижением своих доходов, еще раз хочу сказать, мы планируем выставлять перед банками государственную гарантию через систему Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию может в этом случае забирать закладные, предварительно требуя от банков перезаключения договоров с получателем кредита. Имея на руках эти закладные, банк может даже пополнить свою ликвидность, обращаясь в Центральный Банк.
Я думаю, что мы как можно быстрее должны реализовать сформулированные сейчас мною предложения, поскольку это и гражданам поможет, и банковскую систему будет оздоравливать.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Спасибо, Владимир Владимирович.
Давайте сейчас возьмем еще вопрос из зала.
Петр, в вашем левом секторе.
П.РОВНОВ: Кто у нас здесь хочет спросить Владимира Путина?
Пожалуйста, представьтесь.
Вопрос: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Белоусов Владимир Михайлович, Всероссийское общество автомобилистов, председатель Московской областной организации.
Автомобилисты и я понимаю, что и труженики реального сектора экономики задают один и тот же вопрос и интересуются: при общем падении мировых цен на нефть будет ли у нас сокращение цены все-таки на топливо?
Спасибо.
В.ПУТИН: Вопрос законный, и, конечно, действительно, люди задаются таким вопросом. Цены упали в два-три раза на мировых рынках на нефть, а на нефтепродукты внутри страны если есть снижение цен, то незначительное. Почему?
Владимир Михайлович, происходит следующее. Мы и в период высоких цен на нефть значительную часть сверхдоходов нефтяных компаний разными способами - через экспортные и таможенные пошлины и через налоги - до 80 с лишним процентов, а бывало, и до 90, изымали в бюджет, и именно благодаря этим доходам в значительной степени сформировали большие золотовалютные резервы страны, которые сегодня, как я уже говорил выше являются третьими по величине в мире - 450 млрд. с лишним долларов США, они являются для нас "подушкой безопасности" и позволяют строить планы по мягкому выходу из кризиса для миллионов граждан страны.
Что происходит сегодня. Сегодня мы немного понизили налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор и нефтяной сектор, но все-таки она остается достаточно высокой. Нефтяные компании, конечно, терпят убытки и в связи с тем, что мировые цены упали и налоги остались еще достаточно высокими, и, конечно, они стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Это правда, это тоже в известной степени политика государства, об этом можно поговорить с депутатами, можно пообсуждать.
Но, по сути, что происходит. За счет людей с большими или даже средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе иметь машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые остро нуждаются: те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры и т.д., военнослужащие. Но, конечно, все имеет какие-то пределы и нужно всегда искать какую-то "золотую середину".
Нефтяные компании сегодня с каждой тонны экспортируемой нефти несут убыток примерно в 68 долларов. Более того, когда мы объявили о том, что мы будем снижать НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) с 1 декабря, они, конечно, начали хитрить и просто прекратили отгрузку, чтобы не переплачивать в бюджет. Мы заставили их возобновить, и бюджет пополнили, и они исполнили свои обязательства перед покупателями своими. Но это, конечно, для них убытки.
С 1 января 2009 года намечается дальнейшее снижение налога на добычу полезных ископаемых. И в этом случае многие компании выйдут в ноль или чуть-чуть с плюсом, если не считать их текущих инвестиционных расходов. Но об этом мы с ними будем отдельно говорить. И мы рассчитываем на то, что наши последующие шаги по понижению налоговой нагрузки, безусловно должны сказаться и на внутренних ценах внутри России.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Спасибо, Владимир Владимирович.
Я вновь передаю эфир Марии Ситтель, а потом мы перейдем к очередному прямому включению, уже их Хабаровска, но сначала Мария Ситтель.
Маша, пожалуйста.
М.СИТТЕЛЬ: Здесь у нас кипит работа, в режиме реального времени операторы принимают телефонные звонки, обрабатывают СМС-сообщения, письма с сайта. Пока сложно привести какую-то сравнительную статистику, какой из регионов наиболее активен, видимо, это мы сможем сделать лишь после эфира.
Но что могу констатировать с математической точностью. К этой минуте к нам сюда, в единый центр обработки информации, поступил 1310 тыс. звонков и 550 тыс. СМС-сообщений. И вот что интересно, СМС-сообщения, несмотря на свой краткий формат, иногда по сути и по содержанию ничем не уступают телефонному звонку. Вот яркий, короткий и эмоциональный: "Путину. От Мухановой Надежды Петровны, пенсионерка, 68 лет. Пенсия - 3,5 тыс. рублей, а дрова - 10 тыс. рублей. Как жить?"
В.ПУТИН: Конечно, может быть, для жителей крупных мегаполисов и для большого количества вообще жителей страны вопрос, кажется, мелким. На самом деле, для людей, которые живут в сельской местности, это серьезная проблема, я это понимаю. Это вопрос даже не о пенсиях, хотя и их нужно повышать, разумеется, - если вопросы будут такие, мы сегодня поговорим о перспективах развития пенсионной системы, - без всяких сомнений, пенсии нужно повышать.
Что же касается дров, о которых спрашивает Надежда Петровна, то это проблема, которая решается в рамках пресловутого 122-го закона, и обеспечение дровами в сельской местности возложено на регионы, которые передают соответствующие финансовые ресурсы муниципалитетам. И когда эти закупки осуществляются централизованно, самими муниципалитетами, они и продают там, и по 10 тыс., могут и по 20 продавать. А если деньги отдать гражданам напрямую, то они, как правило, находят в 2, а то и в1,5, в 3 раза этот товар дешевле.
Надо посмотреть, конечно, - я не знаю, где Надежда Петровна живет, -нужно проверить, что происходит именно в той области, в том крае или в той республике, где живет наша телезрительница. Если мы сможем потом, по завершении эфира, получить эти данные, то постараюсь соответствующим образом и отреагировать, надеюсь, конечно, и на поддержку региональных властей.
Повторяю еще раз, эта проблема достаточно эффективно решается. Знаю, что в некоторых областях, например в Тюмени, такой проблемы уже просто не существует, а это значит, что и в других субъектах Российской Федерации она может быть решена эффективно.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Если позволите, СМС на международную тему: "Удар мирового кризиса Европа держит лучше, чем Америка. Может быть, имеет смысл усилить курс на интеграцию с Европой?"
В.ПУТИН: Вы знаете, мы проводим многовекторную внешнюю политику и внешнеэкономическую политику, мы сотрудничаем и с активно развивающимися рынками в Азии, с так называемыми странами АТР, Азиатско-Тихоокеанского региона, мы работаем с Латинской Америкой, с Соединенными Штатами - это один из крупнейших наших торгово-экономических партнеров был, есть и, надеюсь, будет в будущем.
Что касается Европы, то Европа для нас и сегодня самый крупный партнер - более 50%, 53%, по-моему, по-моему, даже больше процентов, товарооборота России приходится на страны Евросоюза. Более того, мы не просто торгуем со странами Евросоюза, в экономической сфере действительно в ключевых отраслях происходит реальная интеграция, одной из таких ключевых отраслей, безусловно, является энергетика.
Я уже много раз говорил об этом, могу повторить. Мы сегодня допустили большое количество европейских компаний в наш энергетический сектор - финских, итальянских, немецких; они приобрели крупнейшие пакеты в наших электроэнергетических компаниях, вложили миллиарды долларов и евро, без всякого преувеличения. Мы приветствуем такие инвестиции. Мы их допустили в добычу углеводородов - и нефти, и газа.
Надо отдать должное нашим европейским партнерам, в свою очередь, они пошли на то, чтобы вместе с нами строить новые маршруты доставки наших энергоресурсов в Европу. Ярким примером этого является строительство "Северного потока" и наши планы по "Южному потоку", некоторые другие проекты. Они пошли на то, что пустили нас в энергетический транспорт в Европе, причем магистральный, и это очень хороший пример интеграции в важнейшей экономической сфере - в сфере энергетики. Это значит, что такая совместная работа будет повышать прозрачность, повышать надежность и стабильность и российской, и европейской экономик. Мы и дальше будем проводить такую политику.
И в политической сфере прогресс налицо.
В.ПУТИН: К сожалению, здесь очень много наносного, очень много привнесено из прошлого, очень много фобий, особенно среди "младоевропейцев" так называемых. Но я думаю, что со временем и в этих странах, особенно в руководящих кругах, как принято говорить, выражаясь "суконным языком плаката", придет осознание того, что нужно смотреть в будущее, а не цепляться за прошлое.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Спасибо, Владимир Владимирович.
Я предлагаю сейчас вернуться к регионам. Не секрет, что на первом месте среди обращений граждан и в редакцию нашей программы, и в Ваши общественные приемные стоят вопросы, касающиеся социальной сферы и, в первую очередь, конечно же, медицинского обеспечения. Поэтому сотрудники Вашей приемной в Хабаровске отправились в краевой медицинский центр.
Давайте дадим слово Хабаровску. В медицинском центре находится корреспондент канала "Россия" Павел Зарубин.
П.ЗАРУБИН: Здравствуйте, Москва! Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Вас приветствует Хабаровск, столица Дальнего Востока - город, изображение которого расположилось на 5-тысячной купюре, город, который неоднократно признавали самым благоустроенным в России, город, в котором, действует, похоже, один из самых благоустроенных перинатальных центров, в котором мы, собственно, сейчас и находимся. Буквально завтра здесь открывается совершенно новый корпус, в котором с помощью новейшего оборудования врачи смогут выхаживать совсем крошечных младенцев, даже самых тяжелых, в самых критических ситуациях.
Сегодня здесь собрались работники центра, пациенты центра, просто жители Хабаровска. Я предлагаю перейти непосредственно к вопросам. Итак, кто хочет задать вопрос, пожалуйста, поднимайте руки.
Несмотря на то, что это перинатальный центр, у нас наиболее активно руку поднимает молодой человек. Представьтесь, пожалуйста.
С.ХАРИЗОВ: Добрый день, я Станислав Харизов, студент.
Я безумно люблю свою младшую сестру, очень сильно за нее переживаю, и поэтому я бы хотел поинтересоваться вот чем. Весь прошлый год мне и моей семье приходилось стоять в безумных очередях на детсад, при этом каждый месяц надо было подтверждать то, что мы хотим попасть действительно в этот детсад. При этом в этих безумных толпах людей, в очередях я понял, что детсадов у нас в городе не хватает. Но, проходя мимо своего детсада, в который я ходил в детстве, меня очень сильно беспокоит то, что мой детсад сейчас стал гостиницей для китайцев.
Я, Владимир Владимирович, хочу задать вопрос. В будущем я хотел бы завести семью и детей. Как вот этот вопрос, вот этот беспорядок будет решаться в будущем?
В.ПУТИН: Мне очень жаль, если в Хабаровске действительно беспорядок в этом смысле. Хотя, судя по тому, что вы находитесь в классном медицинском центре, все-таки достаточно много позитива происходит и в Хабаровске.
Я хорошо знаю губернатора. Виктор Иванович - человек дельный и очень опытный, он умеет концентрироваться на основных звеньях, как говорили классики, чтобы вытянуть всю цепь. Но что касается детских садов, то их действительно не хватает. Это связано, конечно же, и с ростом рождаемости.
Я в этой связи не могу не порадоваться тому, что у нас в этой сфере происходит. Несмотря ни на какие проблемы, усилия государства все-таки дают положительный результат. У нас в текущем году самая большая рождаемость за последние 15 лет - рост около 7 процентов. Не буду говорить в абсолютных цифрах, но около 7 процентов.
Что касается детских садов, то это, конечно, прежде всего, ответственность регионов и муниципалитетов. С федерального уровня мы всячески будем стимулировать эту работу, будем помогать регионам это делать, но хочу обратить ваше внимание и на то, что в целом по стране дефицит мест в детских садах сократился на 30% только за 2008 год. Это все-таки серьезное продвижение вперед.
Если в Хабаровском крае пока эта проблема не решается столь быстрыми, но необходимыми темпами, я думаю, что Виктор Иванович Ишаев и люди, которые с ним работают, его команда должны обратить на это больше внимания. Повторяю еще раз: мы, если потребуется - со стороны Правительства, со стороны федерального центра - готовы будем помочь.
Э.МАЦКЯВИЧЮС: Хабаровск пока не отпускаем, я видел в зале поднятые руки, видимо, по схожей тематике.
Дмитрий, пожалуйста, дайте возможность задать вопрос Председателю Правительства.
Д.СЕДОВ: Да, Эрнест, мы вновь готовы включиться в разговор.
Кто будет задавать вопрос Владимиру Путину? Давайте эту возможность женщине предоставим. Пожалуйста, представьтесь, и Ваш вопрос.
С.РОМАНЧУК: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Романчук Светлана Викторовна, город Иваново, врач-кардиолог.
Мой вопрос касается 122-го федерального закона. У нас возникает очень много проблем с обеспечением льготных категорий людей дорогостоящими лекарственными препаратами. В частности, это касается больных сахарным диабетом, с онкопатологией, больных, находящихся на искусственной почке, перенесших операции на сердце при остром инфаркте, в течение первого года после этой патологии. Очень бы хотелось, чтобы Вы как руководитель партии дали поручение фракции "Единая Россия" в Государственной Думе доработать этот закон. С нашей точки зрения, он требует этой доработки в настоящее время.
В.ПУТИН: Проблема лекарственного обеспечения льготников является острой, это правда. Я сейчас не буду уходить от этой остроты, я просто напомню, что мы все-таки ускоренными темпами и крупномасштабно начали эту проблему решать с 2004 года. И давайте скажем по-честному, до этого времени получить какие-то лекарства по льготным на тот момент времени правилам было практически невозможно, их просто не было. С тех пор финансирование на получение льготных лекарств увеличилось в 7 раз.
Проблема возникла дополнительно в начале 2007 года. Откуда она возникла?
Если вы помните, мы определили социальный пакет, тогда он стоил 450 рублей, и потом люди могли выбрать - либо деньги взять, либо этот пакет. И те льготники, которые не пользовались и которым по состоянию здоровья не нужно было пользоваться дорогими лекарствами, выбрали деньги. Остались только те люди, которые действительно страдают тяжелыми заболеваниями и нуждаются в дорогостоящих лекарствах. Общей денежной массы в системе не стало хватать для того, чтобы обеспечить этих людей нужным количеством лекарств.
Если вы помните и знаете, мы серьезным образом добавили туда денег, образовали специальную группу людей, которые страдают тяжелыми заболеваниями и нуждаются в этом лекарственном обеспечении. И эта группа, их несколько тысяч, их немного, по-моему, 54 тыс., но они, насколько мне сейчас известно, в целом обеспечены. В эту группу входят и те, - вот Вы сейчас говорили о почке - которые нуждаются в трансплантации органов.
Конечно, хотелось бы расширять эту группу за счет тех, которые не нуждаются в таком уж дорогом лечении, но тоже относятся к категории больных, которым нужны весьма дорогостоящие препараты. Это зависит не от доброй воли Правительства, либо партии "Единая Россия", либо других партий. Это зависит от бюджетных возможностей. Тем не менее, мы должны, конечно, на это посмотреть. Мы подумаем над этим.
(продолжение следует...)