Дешевого бензина не бывает?

Многие читатели ИА "Амител" в комментариях к новостям недоумевают, почему нефть упала в цене в три раза, а бензин не дешевет так быстро. Версию происходящего на российском рынке ГСМ публикует сегодня "Росбалт". Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться со статьей Андрея Михайлова "Дешевого бензина не бывает".

Дешевая нефть в России не означает дешевый бензин: резкое сокращение инвестпрограмм в нефтяных компаниях заставляет их, прежде всего, экономить на перерабатывающих мощностях, из-за чего у автомобильного топлива нет шансов подешеветь.

Цены на российскую нефть Urals упали почти до $47 за баррель, что почти в 3 раза ниже той отметки, на которой они держались всего четыре месяца назад. Аналитики прогнозируют дальнейшее падение цен до $40 за баррель из-за снижения объемов потребления. Международное энергетическое агентство считает, что в 2009 году спрос на нефть упадет почти в 2 раза по сравнению с текущим годом и достигнет 350 тыс. баррелей в сутки. Однако это не значит, что бензин подешевеет в три раза или хотя бы на треть, предупреждают эксперты.

Как часто повторяет глава "Газпрома" Алексей Миллер, эпоха дешевых энергоносителей миновала. И, судя по всему, российские потребители автомобильного топлива почувствуют это на себе больше других. Отечественным автовладельцам не стоит сильно радоваться оттого, что в среднем по стране с начала ноября, по данным Росстата, стоимость бензина упала на 1,8%, а дизельного топлива — на 1,7%, а в октябре цены на 1,5-2,5% и на 1,8% соответственно.

Осеннее снижение цен на автомобильное топливо — это реакция рынка на обвал котировок нефти. Однако в большей степени падению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке может поспособствовать техническое перевооружение нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).Сейчас российский бензин просто не может подешеветь – перерабатывающие мощности давно уже устарели, себестоимость производства высока, глубина переработки редко где превышает 45-50 %.

Между тем владельцы современных машин ждут качественного топлива, которое российские компании были не в состоянии дать даже до кризиса. Теперь выясняется, что ждать придется еще очень долго.

Практически все российские нефтяники сократили инвестиционные программы – ЛУКОЙЛ, например, урезал ее почти вдвое, обещая, что если нефть скатится до $45 за баррель, то капиталовложения в 2009 году снизятся до $4 млрд против $10 млрд в текущем году. И экономить компания будет прежде всего на создании комплексов глубокой переработки нефти и гидрокрекинга.

О сокращении инвестпрограмм объявили и другие нефтяники. "Газпромнефть" урежет свои инвестрасходы минимум на 20-25% – до 70 млрд руб., а может быть, и больше ( в зависимости от цен на нефть и экономических реалий). Инвестиции снижают и "Роснефть" с ТНК-ВР.

С другой стороны, компаниям просто невыгодно существенно снижать цены на бензин в условиях, когда они испытывают нехватку денег. Нефтяники просят денег у государства и готовы получить их на достаточно невыгодных условиях – процентные ставки в разгар кризиса, даже на получение государственных денег, "кусаются". Вряд ли им захочется снижать цены на самый главный свой продукт, спрос на который на массовом розничном рынке не ослабевает.

Как ни парадоксально, снижению цен на бензин не способствуют и меры, предпринимаемые Федеральной антимонопольной службой. "Большой четверке" — "Газпромнефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и "Роснефть" — грозят штрафы не менее чем на 1 млрд рублей для каждой компании. Как считает ФАС, эти компании "злоупотребляли доминирующим положением на рынке нефтепродуктов, устанавливая монопольно высокие цены, создавали дискриминационные условия другим участникам рынка и допустили ряд других злоупотреблений".

Один миллиард рублей для одной нефтяной компании – это очень небольшая сумма для докризисного времени. Однако сейчас каждая новая статья расходов – удар по бюджету. И очень трудно представить, что нефтяники будут одновременно и выплачивать ставшие вдруг непосильными штрафы, и снижать цены. Тогда их рентабельность, как полагают эксперты, будет просто стремиться к нулю.

Наконец, серьезным фактором, препятствующим снижению цен на бензин в России, стало резкое сокращение таможенных пошлин на экспорт российской нефти. Если сейчас они составляют $287,3 за тонну, то с 1 декабря снизятся до $192,1 за тонну. Нефтяники сами умоляли правительство сократить пошлины, аргументируя это тем, что при низких ценах на нефть и высоких таможенных сборах экспорт становится убыточным. Это значит, что экспорт в декабре возрастет — после того, как в ноябре он сократился минимум на 10% по сравнению с планом. При этом на внутренний рынок поступит меньше нефти и нефтепродуктов, причем цены на сырье внутри России могут вырасти на 20-30%.

В то же время экономисты считают, что российские власти не могут отказаться от снижения экспортной пошлины на нефть, иначе добывающие компании окажутся в тяжелой ситуации. Поэтому при такой бухгалтерии о любом снижении цен на бензин внутри России нужно просто забыть.

Читайте полную версию на сайте