Театральный скандал: российским театрам запретили ставить успешные пьесы, принадлежащие США

В театральной среде – скандал. Отныне на территории Российской Федерации официально запрещено ставить пьесы "Милый лжец" Джерома Килти, "12 разгневанных мужчин" Реджинальда Роуза и "Маркиз де Сад" Юкио Мисимы. Внезапно оказалось, что идущие много лет постановки необходимо срочно убрать из репертуара. Может показаться, что масштабы скандала малы, но "пострадавшие" театры крайне тяжело переживают потерю. О подробностях этого инцидента рассказывает Страна.RU.

В чем причина запрета, никому не известно. По полученным от РАО данным, одно из четырех крупнейших актерских и литературных агентств США - компания International Creative Management, Inc. (ICM) - просто-напросто отказалась продлевать права на использование вышеуказанных произведений.

Никаких разъяснений американской стороной предоставлено не было. Театрам, однако, пришлось подчиниться и изъять из репертуара очень успешные постановки.

К примеру, в театре им. Вахтангова пьеса "Милый лжец" в постановке Адольфа Шапиро шла с 1994 года, а задействованы в спектакле были народные артисты – Юлия Борисова и Василий Лановой. К сожалению, с "Лжецом" нельзя будет даже попрощаться: все запланированные показы уже сняты. Говорят, правда, что Василий Лановой не хочет сдаваться без боя и планирует попросить помощи и поддержки для российской постановки пьесы американского драматурга у… королевы Елизаветы II.

И его негодование можно понять: теперь у народного артиста "активными" осталось всего лишь два спектакля - "Посвящение Еве" и "Фредерик, или бульвар преступлений". Оба они идут на сцене театра Вахтангова, и в обоих у Василия Семеновича главная роль. Однако все-таки это не то: "Лжец" ведь был практически бенефисом, работой в паре с Юлией Борисовой. Да и играл там профессор Щукинского училища не абы кого, а выдающегося драматурга Джорджа Бернарда Шоу.

Комментарий по поводу степени серьезности намерения актера обратиться к Британской королеве в пресс-службе театра им. Вахтангова Стране.Ru дать не смогли, однако любезно зачитали текст письма, присланного агентством ICM РАО, в котором и содержится информация о запрете. Документ составлен крайне запутанным казенным языком, но общая суть такова: до 2004 года авторские права всех трех пьес, в том числе и "Милого лжеца", в России не охранялись никак. С 2004-го года РАО взяло наблюдение за сохранением авторства под свой контроль и начало самостоятельный поиск правовладельцев. Этот розыск и вывел РАО на ICM, куда был послан официальный запрос.

С ответом в Америке сначала долго тянули, а потом вынесли безжалостный вердикт - запретить! Директор компании Бадди Томас только констатировал, что права на пьесы "недоступны".

И добавил, кажется, уже издеваясь: "К счастью, в мире существуют сотни тысяч других пьес, пригодных для постановки. Ваши актеры могут стать героями пьесы под названием "Игра в Джин". Кажется, по возрасту они подходят. Однако я не представляю ту пьесу и не знаю точно, кто представляет. Удачи вам".

"Заменить спектакль невозможно, - посетовал пресс-секретарь театра. - У нас, конечно, планируются и готовятся премьеры – но это же плановые постановки. Ни одна из них не способна занять место спектакля, шедшего более десяти лет".

Хочется верить, что это не политика вмешивается в мир культуры и искусства. Однако есть факты, косвенно свидетельствующие об обратном: письмо с отказом из Америки пришло в РАО 11 августа - через три дня после начала трагических событий на Кавказе.

Читайте полную версию на сайте