Алтайские археологи выяснили предназначение Тавдинских пещер
Летом алтайские археологи под руководством ведущего научного специалиста Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН Владимира Семибратова исследовали Тавдинский грот. Еще в 2005 году там было вскрыто три археологических слоя. Об этом сообщает сегодня, 9 октября, ПолитСибРу со ссылкой на статью научного сотрудника Института археологии и этнографии Кирилла Кирюшина.
Находки в пещерах представлены несколькими временными эпохами. В ходе раскопок в одном из слоев исследователи обнаружили несколько развалов глиняных сосудов, орнаментированных рядами наколов и вдавлений в верхней части сосудов. Многочисленные находки костей животных, рыб и птиц, по предположениям археологов, являются остатками трапезы людей, проживавших в Тавдинском гроте в V-III вв. до н.э. Находка лучевой кости подростка подтверждает культовый характер памятника.
Археологи предполагают, что уже с эпохи неолита в гроте функционировало культовое место. Скорее всего, именно с этим связаны многочисленные находки каменных и костяных наконечников стрел. По мнению ученых, это следы охотничьей магии, проявления которой хорошо фиксируются этнографами у многих народов Сибири. Согласно верованиям народов Сибири, во время открытия сезона охоты наконечник стрелы, которым убили животное, необходимо было воткнуть в землю в специальном месте, чтобы кровь зверя соединилась с природой. Целью этого ритуала было не допустить оскудения биоресурсов леса.
"Мы имеем дело с очень информативным и интересным памятником археологии, тщательное исследование которого позволит нам существенно продвинуться в изучении древнейших страниц истории Алтая", – отмечает Кирилл Кирюшин.
Раскопки, проводившиеся в сентябре, дали новые материалы для воссоздания культовой функции территории "Бирюзовой Катуни". При обследовании дороги, проходящей по туристической зоне, в одном из шурфов на глубине 60 сантиметров была обнаружена конструкция из каменных плит, поставленных на ребро. При разборке оградки обнаружилось что, камень в восточной стенке объекта обработан в форме головы так называемой "каменной бабы". При этом четко выделяются головной убор и плечи. К сожалению, ни с одной из плит оградки голова не соотносится. Исследователи отмечают, что они имеют дело с повторным использованием каменного изваяния от другого сооружения для изготовления оградки. Где изначально оно находилось выяснить, видимо, не удастся. Археологи предполагают, что это факт ритуального осквернения, при котором каменные изваяния разбивались.