Новый Большой Кавказ: чего уже нет и что может быть? (мнение эксперта)

Управляющий директор ИА REGNUM Модест Колеров опубликовал статью, в которой проанализировал ситуацию вокруг войны в Южной Осетии,  и обозначил тезисы: чего уже политически не существует на Кавказе и вокруг него? Что может быть политически нового? На какие вопросы нет очевидных ответов? Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с доводами эксперта по сопределным государствам.

США грубо посоветовали Сирии даже не высказываться по поводу войны в Южной Осетии и ответственности Грузии за её итоги, а вместо этого - заняться своими "региональными" проблемами. Очень точная и своевременная мысль: для Сирии одна из главных региональных проблем - союз Турции и Израиля. Именно той Турции, чьи военные, экономические, политические, особые аджарские и особые абхазские интересы тесно связаны с Грузией и её перспективами. Именно того Израиля, что до самых последних дней вооружал Грузию - агрессора, что ещё совсем недавно устами своего посла в Грузии утверждал, что геноцидом является только Холокост, но не геноцид армян в Османской империи, спасшихся некогда именно на территории нынешней Сирии и контролируемого ею Ливана.

Одним словом, у нас здесь - своя и очень сложная, историческая "региональная" драма. И не представителю другой стороны Луны, без сверки с глобусом неспособному найти Сирию и Кавказ, выступать с методологическими указаниями. Однако главное США невольно подметили верно: новый Кавказ, в Южной Осетии и Грузии ставший жертвой американской провальной игры в "контролируемый конфликт", уже не может позволить себе оставаться полем для провокаций посторонних, даже очень заинтересованных, сил. Балканы смогли, Кавказ - нет.

Речь идёт о необходимости новой системы безопасности Кавказа, которая - независимо от дипломатических побед и поражений, количества новых войн и геноцидов - ради элементарного выживания региона как сложнейшего этно-конфессионального и политического единства потребует категорического исключения "глобальных" игроков, не связанных жизненно и физически с судьбой Кавказа.

Именно эти "глобальные" некомпетентные игроки то вынуждают премьер-кандидата Украины Тимошенко подписать своим политическим именем изготовленную из известной "длинной телеграммы" Кеннана и едва ли не гитлеровских передовиц американскую статью "Сдерживание России", то всё ради того же "сдерживания" высаживают десант гастролирующих вдали от собственных проблем лидеров Прибалтики, Польши и Украины в Тбилиси, то склеивают нищую Молдавию с зажиточным Азербайджаном во внутренне не мотивированный ГУАМ. Столь же сомнительным было бы субсидированное, например, Индонезией "сдерживание" Аргентины через включение соседнего Парагвая в про-индонезийский союз имени острова ЯВА...

На Кавказе и без таких игроков безусловна необходимость в рациональном сдерживании государств региона, которое может быть только взаимным и полным взаимной ответственности за Кавказ. Любое сдерживание извне - уже его противоположность, манипуляция.

Завершая предисловие к нижеследующим тезисам, я хочу отметить, что они развивают и расширяют подход к новой системе безопасности Кавказа, систематически изложенный главным редактором ИА REGNUM Вигеном Акопяном в статье "Смертельные враги Грузии": в составе трёх лидеров (России, Турции, Ирана) и трёх "средневесов" (Азербайджана, Армении, Грузии). Итак, в результате войны в Южной Осетии:

Чего уже политически нет и не будет?

1. Содружества независимых государств

2. ГУАМ

3. "Балтийско-Черноморской дуги" от Прибалтики до Каспия

4. Организации Черноморского экономического сотрудничества и подобных

5. Грузии, включающей в себя Абхазию и Южную Осетию

6. Азербайджанского блицкрига в Нагорном Карабахе

7. Азербайджана, включающего в себя армянский Нагорный Карабах

8. Транзитных коммуникационных коридоров из Каспийского моря в Чёрное и Средиземное через территории Азербайджана и Грузии

9. Альтернативной роли Азербайджана, Туркмении и Казахстана в поставках энергоносителей на Запад

10. Участия Болгарии, Румынии, Украины, Молдавии в проблемах Кавказа

11. Русского сепаратизма в Крыму

12. Проекта объединения Адыгеи и Краснодарского края России

Что может быть политически нового?

1. Признание Россией Южной Осетии и Абхазии

2. Признание Арменией Нагорного Карабаха

3. Признание Азербайджаном Турецкой республики Северного Кипра

4. Федерализация Грузии без Южной Осетии и Абхазии - с автономизацией, кроме Аджарии, как минимум, Квемо-Картли (Борчалы).

5. Ассоциированные отношения Южной Осетии с Россией (Северной Осетией)

6. Система региональной безопасности, созданная Россией, Турцией и Ираном

7. Система региональной безопасности стран Каспийского моря

8. Система региональной безопасности России, Турции, Ирана, Армении, уравновешенная членами НАТО: Азербайджаном и Грузией (и Арменией?).

9. Система региональной безопасности России, Турции и Ирана, включающая Азербайджан, Армению, Грузию.

10. Система региональной безопасности России, Турции, Ирана, Азербайджана, Грузии, Армении, включающая Абхазию и Южную Осетию (и Нагорный Карабах?)

11. Союз Армении и России по аналогии с Союзом Белоруссии и России

12. Признание США независимости Иракского Курдистана

13. Федерализация Украины

14. Конфедерация Молдавии и Приднестровья

На что нет ответа?

1. Восстановится ли единый фронт Турции и Азербайджана в отношении Грузии?

2. Насколько стабильным и перспективным будет альянс Турции и Ирана, особенно против Курдистана?

3. Когда вступят в НАТО Грузия и Азербайджан?

4. Вступит ли в НАТО Армения?

5. Когда будет реализован промежуточный план карабахского урегулирования "мир за земли"?

6. Гарантирует ли новая система безопасности коридор из Азербайджана в Нахичеванскую автономию по аналогии с Лачинским коридором в Карабах, или протектором Нахичевани останется Турция?

6. Когда политически реализуется крымско-татарский сепаратизм в Крыму?

7. Станет ли Турция вторым, после России, гарантом безопасности независимой Абхазии?

8. Какие новые цели определит себе радикальное исламское и иное диверсионное подполье на Северном Кавказе России, а также в Абхазии?

Читайте полную версию на сайте