Букет для первого учителя завянет по дороге?

Родители учеников малоугреневского филиала школы № 9 (Бийский район) обеспокоены судьбой своих детей.

В редакцию "Бийского рабочего" поступило письмо от родителей учеников филиала школы № 9, расположенной по адресу улица 3-я Малоугреневская, 18. Вот что в нем, в частности, сказано: "Дело в том, что население нашего посёлка (а мы находимся на некотором расстоянии от города, около пяти километров, хотя считается, что живём в черте города), не может обходиться без своей школы.

До 2007 года это была самостоятельная начальная школа № 16, что устраивало всех жителей и учеников нашего посёлка. Даже в очень трудные годы, когда в классах было малое количество детей, вопрос о закрытии школы не стоял. И вот целый год после того, как школа стала филиалом 9-й, мы постоянно живём под страхом, что её закроют вообще. Руководство школы № 9 все время напоминало о том, что наша школа им не нужна, она как головная боль для них (слова буквальные). Ясно было с самого начала, что закрыть нашу школу как самостоятельную единицу сложно, а теперь, когда она стала филиалом, закрыть проще...".

Как нам стало известно, разговор о том, чтобы закрыть школу "просто так", не идет. Здание, в котором она расположена, планируется отдать под детский сад, которого прежде в поселке не было, а ученикам предложено перевестись в школу № 9.
Однако не все родители на это согласны. По родительским подсчетам, около трех часов ежедневно у детей будет уходить на дорогу, больше напоминающую швейцарский сыр. Конечно, существует автобус, который доставляет детей в школу и обратно, но первоклассники вынуждены долго ждать его после окончания уроков, так как количество классных часов у них меньше. На что будет потрачено это время вдали от дома - проконтролировать сложно. Детям, попавшим во вторую смену, зимой придется возвращаться домой в потемках. Кроме того, по словам родителей, автобус доставляет детей только в школу № 9. А ведь многие ученики уже переведены в другие школы (№ 1, № 11), и расходы на дорогу займут немалую часть семейного бюджета, плюс не у каждого родителя есть возможность сопровождать в город детей 6-9 лет.

Веры в то, что школу можно возродить в этом году, уже ни у кого нет. Главная причина - упущенное время. Родители утверждают, что вопрос о закрытии образовательного учреждения был решен администрацией еще 25 мая, в поселке же это стало известно не от чиновников, а от постороннего человека. Официальное признание факта состоялось лишь 15 июля на встрече жителей поселка с заведующим городским отделом образования Геннадием Сафоновым. Тогда и были названы причины необходимости закрытия школы: несоответствие действующей столовой требованиям Роспотребнадзора, недостаточная квалификация учителей, низкая заработная плата персонала.

Решение о передаче здания школы детскому саду на 200 мест вызывает у родителей удивление: где взять столько детей? На сегодняшний день в поселке проживает 123 ребенка дошкольного возраста, при этом большая часть из них уже определена в детские сады города, другая часть находится на попечении бабушек. Итого детей, нуждающихся в детском дошкольном учреждении, набирается около 30. В связи с этим родителями учеников и педагогами уже высказано предложение о перепланировке школы: отдать первый этаж под детский сад (около десятка неиспользуемых помещений), имеется возможность разделения здания на два входа (что требуют санитарные правила), а второй - так и оставить школой, но самостоятельной, независимой с закрепленным статусом малокомплектной (на сегодня в школе 30 учеников).

Претензии Роспотребнадзора к столовой педагогам тоже кажутся необоснованными. Во-первых, она функционировала на протяжении не одного года, не вызывая нареканий (современное здание было передано школе постановлением мэра Геннадия Карпушкина), во-вторых, трех летних месяцев с лихвой хватило бы для устранения имеющихся недочетов. Кроме того, за лето в школе был проведен ремонт, расходы по которому взяли на себя родители учеников. По мнению взрослых, выходит, что у школьников забирают уже готовое, сверкающее здание, не требующее вложений со стороны администрации.

Люди чувствуют себя обманутыми. Неверие в справедливость толкает к отчаянным мерам - рассматривалась возможность объявления голодовки. Больше всего, по словам лидера движения по защите школы Татьяны Ашмариной, возмущает нежелание чиновников идти на диалог с родителями и учителями. "Мы не хотим кого-то осуждать. Мы прекрасно понимаем дирекцию девятой школы и учителей, которые ради одного урока приезжают сюда к нам по разбитым дорогам. Мы просто хотим, чтобы к нам пришли, высказали свою точку зрения и услышали нашу. Неужели это трудно? Вместо этого в наш адрес летят оскорбления и угрозы. С одним из педагогов ночью была истерика, еле-еле ее успокоили. Любимейшая из учителей, человек с 22-летним стажем - а ее унизили, сказали: нет соответствующей квалификации. Как такое возможно? Она награждена грамотой "Лучший учитель России"! О какой низкой квалификации можно говорить, если наши выпускники поступают в кадетские училища, проходя конкурс, как в институте? Многие учителя нашей школы готовы работать даже за малые деньги. Проблем с педагогами у нас вообще нет. И тем не менее школу закрыли! 1 сентября наши дети вынуждены отправиться в чужое здание к чужим людям за десятки километров".

Наталья Каршева.

От редакции "Бийский рабочий":
Недовольство родителей понять можно. Но удивляет их заявление о том, что чиновники якобы не хотят идти с ними на диалог и не предоставляют своевременно информацию. О том, что в городе оптимизируется сеть образовательных учреждений, известно давно - около года. Об этом чиновники неоднократно высказывались публично. Известно также, что они проводили встречи с родителями всех школ, подлежащих перепрофилированию (другое дело, что в некоторых случаях на эти встречи родители шли неохотно).

Что же касается причин оптимизации сети образовательных учреждений (а проще говоря, причин закрытия малокомплектных школ), то об этом также говорилось неоднократно. Все дело в том, что федеральные власти изменили систему финансирования педагогов. Если говорить простым языком, то раньше финансирование осуществлялось так: считали, сколько в городе учителей и исходя из этого создавали фонд зарплаты. Теперь при планировании бюджета системы образования исходят не из числа учителей, а из количества детей. То есть определена норма: насколько помнится, на 25 детей - один учитель. Считается количество учеников, определяется, согласно норме, необходимое количество педагогов, рассчитывается фонд зарплаты. Лишние учителя подлежат сокращению, школы - закрытию. Примерно так.

Причем еще раз нужно обратить внимание: это не прихоть местных властей, это государственная политика! И когда родители говорят, дескать, оставьте нам школу, то нужно понимать, что денег на содержание этой школы и учителей не предусмотрено. То есть для того, чтобы оставить малокомплектную школу, властям нужно "отобрать" деньги у других бюджетников. У врачей, например...

Читайте полную версию на сайте