"Ложка дегтя" в бочке Алтайского меда

Алтайский мед известен далеко за пределами края: его увозят в качестве сувениров в Америку и Европу, им лечат множество болезней. Но, этот год практически загнал пчеловодов в угол - урожай сладкого продукта по прогнозам специалистов составит всего лишь треть от прошлогоднего. Однако, это далеко не единственная ложка дегтя в бочке Алтайского меда. Подробности сообщают журналисты телепроекта "Наши новости".

"Это - "бронь" называется, - оставляют пчелкам на зиму, что сами себе еды натаскали, чтобы сахаром не кормить", - говорит жрналистам пчеловод Андрей Комардин. На пасеке в Усть - Калманском районе пчел сахаром не прикармливают - говорят - незачем порочить честное имя пчеловода. Ведь этому хозяйству - больше 50 лет. С советских времен осталось 3 золотых медали с ВДНХ и уважение коллег. От деда руководство перешло к сыну, а потом и к внуку. Сегодняшний руководитель хозяйства, Андрей Комардин, о пчелах рассказывает как о близких родственниках.

"Пчела - это как консерватор- соту запечатывает, обносит прополисом и пчелиным ядом, дезинфицирует, чтобы зимой поесть, род продлить", - поясняет журналистам пчеловод.

Именно о продолжении пчелиного рода в этом году в Алтайском крае и стоит первый вопрос. Специалисты сетуют - уже не до прибыли, то что есть бы сохранить. Положение аховое, прогнозы - тоже. От прошлогодней нормы меда в этом году могут накачать только 30%.

Пчеловоды хорошо разбираются в тонкостях ботаники. Они знают, что большое количество цветов не означает большой урожай меда. При температуре более 25 градусов по Цельсию нектар в цветах попросту испаряется.

Погода и подвела по всем статьям - весенние холода и летняя жара сделали свое дело. Особенно пострадали пчеловоды в юго-западных районах - на них пришлась вся сила засухи. Чуть больше повезло восточной части края - предгорьям, Ельцовскому, Солтонскому и Красногорскому районам. Но, и они не застрахованы от проблем.

Доцент кафедры частной зоотехнии зооинженерного факультета АГАУ Сергей Кузовлев тоже говорит о проблемах: "В связи с освоением земель, пчелы из лесов ушли, и количество земель, где они могли получать мед и производить опыление, снижается. Видовой состав уменьшается, уменьшается количество земель, где были хорошие медосборы".

Спасают поля с гречихой и подсолнечником, однако, здесь вопрос в другом. Когда-то пасеки плотно работали с колхозами - пчел специально вывозили для опыления на поля. Но, теперь эта практика была забыта и сегодня в крае единицы таких союзов. Польза очевидна - раньше пчеловодам платили натурпродуктом - маслом и подсолнечником, сейчас - живыми деньгами. Но, по некоторым причинам и те и другие идут на контакт с большой опаской.

Сергей Кузовлев продолжает: "Медоносных пчел мало используют для опыления, мало кто оценил пользу, но, те, кто оценил - привлекают на опыление: недостаток знаний, недостаток пропаганды, но те, кто поняли - используют на поле".

На отсутствие понимающих в пчелином деле ссылаются и сами пасечники. В эту сферу идут с осторожностью, в основном - по семейной традиции, как Алексей, который сейчас проходит на пасеке практику. "Отец занимался этим, приходилось ходить с ним к пчелам, выбрал эту профессию", - говорит Алексей. Он учится от колхоза, - ему придется вернуться в свое село. Правда, в селе, куда после учебы вернется Алексей, пасеки нет, и, любимым делом вряд ли придется заниматься. Таких примеров масса, ведь специально, под молодых специалистов пчеловодческие хозяйства не создаются. Еще во времена перестройки больше 90% медовых предприятий перешли в частные руки, и сейчас выживают, как могут.

Итог - отсутствие централизации в медовом бизнесе, и как следствие - отсутствие законодательной базы. "Есть большие проблемы по реализации меда и защите бренда Алтайский мед на рынке РФ. Переработка в крае отсутствует - фасуют только 5% хозяйств, остальные продают во флягах, банками. Кроме того, под маркой Алтайского меда продают меда любые, и Москва, и Норильск, А продается не Алтайский мед", - пояснил Сергей Кузовлев.

Жители Алтайского края, по словам продавцов, в сладком продукте уже научились разбираться - основные правила - мед с ложки сливается горкой, аромат обязателен - выучили на зубок. Но и у них могут возникнуть определенные проблемы с покупкой - меда в этом году мало, а значит, и цена на него увеличивается.

Как сообщил Алексей Рязанов, менеджер фирмы по продаже меда, цена продукта в алтайских магазинах сейчас - от 135 до 150 - в магазинах, а на рынке может быть от 150 до 200 рублей. "Я думаю, что больше не поднимется, покупательная способность низкая в Алтайском крае и люди не успевают бегать за ценами", - сообщил также Алексей.

Несмотря на все проблемы, медовая промышленность верными шагами набирает обороты. Сегодня в крае уже более 300 тысяч ульев, и если раньше на одно хозяйство приходилось по 40 пчелиннх семей, то сегодня уже по 6о, а то - и 70.

Пчеловоды говорят - со всеми проблемами справимся сами, но не отказались бы и от поддержки. Ведь Алтайский мед для России не просто лакомство, а еще и международный бренд. А такой статус дорогого стоит.

Читайте полную версию на сайте