Барнаульцев познакомят с сокровищем японской культуры – «Гэндзи-моногатари»
5 августа в Государственном художественном музее Алтайского края открывается персональная выставка Хироаки Мияямы (Япония) "Гэндзи-моногатари".
Как сообщает пресс-служба музея, с творчеством Хироаки Мияямы россияне познакомились в 1998 году, когда благодаря частной инициативе в Россию впервые была привезена большая выставка современной японской графики "Живые лица". В ней были представлены работы сорока одного художника, в том числе и произведения Хироаки Мияямы.
Работы японцев разнообразны по используемым техникам и по содержанию. Немногие японские художники сохраняют и развивают национальные традиции Страны восходящего солнца. Именно к таким немногим относится Хироаки Мияяма.
В течение последних 10 лет он работал над большой серией работ - графической трактовкой величайшего японского романа "Гэндзи Моногатари".
"Повесть о Гэндзи" ("Гэндзи-моногатари"), памяник японской и мировой литературы, создана на рубеже X-XI веков, в эпоху Хэйан, отличавшуюся бурным становлением и развитием японской культуры. Автором романа называют придворную даму императрицы Сёси (годы правления 986-1011), вошедшую в историю под именем Мурасаки Сикибу. При дворе императрицы Сёси роман "Гэндзи-моногатари" пользовался огромным успехом. Его переписывали, поскольку каждая семья хотела иметь свой собственный экземпляр.
В романе - пятьдесят четыре главы, более четырехсот персонажей, тридцать из которых можно считать главными, действие же охватывает отрезок в семьдесят лет.
В центре повествования - жизнь и любовные похождения побочного сына императора - принца Гэндзи. Необыкновенно красивый и наделенный всеми возможными достоинствами, мальчик с самого рождения стал всеобщим любимцем. В двенадцать лет он был объявлен совершеннолетним и получил в жены дочь первого канцлера. Но Гэндзи не оказался верным супругом. Начинается бесконечная череда его любовных похождений, а жизнь наполняется весельем и блеском. Однако идут годы. Брошенные им возлюбленные либо умирают, либо уходят в монастырь. Жизнь Гэндзи приближается к закату. Но тут в его сердце снова вспыхивает страсть - к юной Сан-но Мая. Увы, судьба делает роковой виток, и оказывается, что принцесса неверна ему, а отец ее сына - не Гэндзи, а молодой придворный. Пришло время платить за содеянное: ведь когда-то, еще будучи совсем молодым, Гэндзи соблазнил наложницу своего отца, и рожденный ею сын, вступивший впоследствии на трон, был сыном Гэндзи, а не отца-императора, как полагал тот...
Во время написания "Повести о Гэндзи" моногатари представляли собой сплетение трёх жанров: живописи, поэзии и прозы. Свиток моногатари состоял из рисунков и пояснений к ним. Читатели разворачивали свиток по горизонтали и рассматривали картинки, одновременно читая пояснения.
В начале XXI века, Хироаки Мияяма предлагает свою интерпретацию "Гэндзи Моногатари" - в виде серии цветных офортов. Их 54, по числу глав в романе, выполнены они филигранно, каждый офорт печатался с 7-8 досок, а фоном служили сусальное золото или серебро.
55-я работа не связана с конкретной главой. Она является своеобразным гимном красоте, как, впрочем, и вся серия работ Мияямы.
Говорят, из всех японских сокровищ "Гэндзи - моногатари" - самое бесценное. В 2007 году "Повести о Гэндзи", которая считается первым в мире психологическим романом, исполннилось тысяча лет. Юбилейные торжества начались в конце ноября 2007 года в Киото и продлятся до 1 ноября 2008 года. Праздничные мероприятия и выставки пройдут не только в Японии, но и во многих странах мира.
В Барнауле выставка будет работать до 5 сентября текущего года.