Звезде советского кино Марине Ладыниной сегодня исполнилось бы 100 лет
Сегодня, 24 июня, день рождения звезды советского кинематографа середины ХХ века Марины Ладыниной. Сегодня ей исполнилось бы 100 лет.
"Трактористы", "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Кубанские казаки"... Эти ленты стали классикой отечественного кинематографа – не в последнюю очередь благодаря участию в них актрисы Марины Ладыниной. Будучи женой режиссера Ивана Пырьева, актриса снялась во многих его фильмах.
О поистине великой Марине Ладыниной рассказывает корреспондент радио "Свобода" Петр Вайль, непосредственно встречавшийся с легендой советского кинематографа:
"Это было в середине 90-х годов в сталинской высотке на Котельнической набережной, где я оказался у Марины Алексеевны в гостях. Ей было почти девяносто, она оживленно рассказывала о прошлом и показывала свои молодые снимки, на которых блистала среди итальянских кинозвезд в венецианских фестивальных декорациях.
К тому времени больше сорока лет прошло с тех пор, как она ушла из кино, больше двадцати – со смерти Орловой. В словах Ладыниной не слышно было обиды или ревности, лишь простая констатация факта и еще, конечно же, сожаление артиста об упущенных и неиспользованных возможностях. И еще – печаль о неслучившейся красоте жизни, мечте деревенской девушки Марины Ладыниной.
Она даже место своего рождения изменила в документах. В действительности, родилась в селе Скотинино Смоленской области, а писала везде, что в селе Назарово Красноярского края – хотя там вместе с родителями оказалась в раннем детстве. Некрасиво выходило родиться в Скотинино.
Но деревня догнала Ладынину в Москве, куда она уехала по путевке комсомола поступать в нечто общественно-политическое, а поступила вместо этого в ГИТИС. Мужем ее стал кинодеревенщик Иван Пырьев, и снова пошли уже, казалось, подзабытые сапоги и косынки – теперь не в жизни, а на экране. У Орловой-то мужем был Григорий Александров, способный ученик Голливуда. От него пошла советская кинокомедия. А Пырьев предопределил кинопоказ деревни в 60-80-е.
Предопределил негативно: от Пырьева отталкивались, от его кинолубка. Рассказывали, что для финальной сцены "Кубанские казаков" на съемки свезли все имевшиеся тогда в стране комбайны. Довлатов пересказал историю Юрия Любимова о том, как на тех съемках к нему подошла колхозница и спросила: "Скажи, милок, это вы из какой жизни представляете?" Пырьев представлял сказки, и красавица Марина Ладынина была идеальной сказочной героиней. Ей приходили письма с таким адресом на конверте: "Мосфильм, председателю колхоза "Заветы Ильича" Галине Ермолаевне Пересветовой". Ладынинское лицо спасало пырьевский лубок.
Роль в "Испытании верности" в 54-м оказалась последней. Не пропускавший молоденьких актрис Пырьев ушел было из семьи, потом захотел вернуться, но Ладынина не простила и не впустила. Всемогущий в то время Пырьев отомстил, отлучив ее от кино.
В молодости, после ГИТИСа, она играла в театре, и успешно: ее успел похвалить Станиславский, к ней благоволил Немирович-Данченко. Но и в театр Ладынину не брали: может, московские примы опасались конкуренции, ведь эту актрису можно было брать только на главные роли. А еще вернее, гнева Пырьева опасались и театральные режиссеры. Ладыниной остались только концертные выступления. Но ее лицо не забыли: оно существовало как-то само по себе, самоценно.
46-летней Ладыниной предстояло прожить еще почти полвека без экрана. Но звездой она оставалась каким-то чудесным образом всё это время, что, безусловно, ясно сейчас, когда исполняется сто лет со дня ее рождения".
"Жить надо с восторгом, - говорила она. - Я думаю, что зрители меня полюбили за мою любовь к ним. И еще, мне кажется, они сумели разглядеть в моих непритязательных ролях меня саму, мой характер".
Фото: people.ru