Сегодня 100-летний юбилей отмечает знаменитая артистка балета Марина Семенова

Сегодня, 30 мая, президент России Дмитрий Медведев поздравил артистку балета, Героя Социалистического Труда, народную артистку СССР, профессора Российской академии театрального искусства Марину Семенову с юбилеем, - сообщает пресс-служба Кремля.

В поздравительной телеграмме, в частности, говорится: "Вы внесли огромный вклад в сокровищницу отечественной балетной школы, открыли для поклонников и ценителей Вашего таланта красоту классического танца, создали на сцене незабываемые, глубокие и вдохновенные образы. В совершенстве владея искусством хореографии, воспитали целую плеяду звёзд, получивших поистине мировое признание".

Марина Семенова родилась, когда были живы Петипа, Скрябин, Блок и Врубель. Набрала силу, когда творили Фокин, Рахманинов, Цветаева и Малевич. Она, безусловно, женщина столетия, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих. С тем счастливым отличием, что по сей день здравствует, - рассказывают о юбилярше "Известия". А еще несколько лет назад активно работала, репетиторствовала в Большом театре. Про Семенову сказано и написано много восторженных слов. Сама же она всю жизнь категорически отказывалась от интервью, не изменив своему правилу и накануне очередного юбилея.

100 лет Марины Семеновой - завидная дата, однако долгожительством в балетном мире никого не удивишь. Анна Павлова, умершая от пневмонии в 49 лет, Рудольф Нуриев, скончавшийся от СПИДа в 54 года, и Александр Годунов, которого алкоголь и наркотики погубили в 45, - исключение. Большинство танцовщиков до преклонных лет сохраняют достойные физические кондиции и светлую голову. Мариус Петипа в 90 лет правил Императорским балетом. Игорь Моисеев в 101 год руководил Ансамблем своего имени. 81-летний Юрий Григорович вернулся в Большой театр. А его сверстница Майя Плисецкая выглядит притягательнее любого секс-символа. На первый взгляд - парадокс. Ведь дело-то изнашивающее, травмоопасное. Недаром балетные уходят на пенсию в 38-40 лет - раньше, чем военнослужащие и работники вредных производств. А живут намного дольше.

Мнения по этому поводу расходятся, но в одном эксперты единодушны. Постоянная физическая нагрузка, отсутствие лишнего веса и самодисциплина - вот залог балетного долголетия. Уже покинув сцену, люди верны раз и навсегда заведенному ритму и поддерживают себя в отличной форме, что называется, на автомате. Не переедают ("сижу не жрамши", - говорит Плисецкая) и не забывают про ежедневный экзерсис (Галина Уланова даже хотела описать для потомков свою специальную гимнастику).

И еще одна причина. Старение - это утрата свежести чувств и постоянное ощущение де жавю. Танцовщикам подобные напасти не грозят. Для них, с малолетства закрытых в рамках балета, после сорока начинается вторая жизнь. Они заново открывают для себя мир и тем самым получают эмоциональный стимул к долголетию.

А вот распространенное суждение о том, что балерины живут долго потому, что отказывают себе в удовольствии иметь ребенка - мол, нервы целее и фигура сохраннее, - не более чем заблуждение. Балетные рекордсменки-долгожительницы - счастливые матери семейств, бабушки и прабабушки. Тревоги материнства не помешали Тамаре Карсавиной дожить до 93 лет, Суламифи Мессерер - до 96, Матильде Кшесинской - до 99. Ну а сегодняшней юбилярше Марине Семеновой - до всех ста.

- Знаете, сто лет - не пятьдесят. Мама сейчас не принимает гостей, - сказала по телефону "Известиям" дочь юбилярши - тоже балерина и педагог, заслуженная артистка России Екатерина Аксенова. - Она может замечательно с вами поговорить, но на это у нее уходит слишком много сил. Сейчас принято показывать старых и немощных. Мы этого не хотим, да и мама никогда не позволит себе показаться не в идеальной физической форме. Все знают ее - великолепную, сильную, энергичную. Пусть такой и запомнят.

Читайте полную версию на сайте