Знаменитый поэт Андрей Вознесенский сегодня отмечает 75-летие

Сегодня, 12 мая, знаменитому поэту Андрею Вознесенскому исполняется 75 лет. Руку на пульсе общественной жизни Андрей Андреевич держит - и это чувствуется не только в том, что он разместил свою поэму в Рунете, а всеми своими стихами. "Я гражданин Соединенных Чатов", - так несколько лет назад он провозгласил в Сети свое кредо.

Правда.РУ отмечает, что стихотворения поэта довольно быстро выходят в книжных издательствах, а он зачем-то не поленился залезть в Интернет. Чтобы поиграть новыми рифмами, вроде ru или net ? Конечно же, нет! Такая формальная поэзия долго не живет, а Вознесенский печатается с 1960-х годов. Более 40 лет на Парнасе - живой классик. Автор первой советской рок-оперы "Юнона и Авось", спектакля Театра на Таганке "Антимиры", а также многочисленных шлягеров, как "Миллион алых роз", "Плачет девушка в автомате", "Я вам спою" - Вознесенский традиционен по форме и актуален по содержанию.

"Мы в церкви держим в левой свечки, чтоб Бог нас лучше понимал". Здесь и отсылка к строкам Высоцкого о куполах, которые на Руси кроют золотом и одновременно намек на бывшую партноменклатуру в одночасье променявшую "красные уголки" на церковные службы. Это взгляд советского интеллигента на родную историю, его отклик на традиционные темы русской интеллигентской традиции.

"Он зафиксировал сдвиг, который произошел в нашем обществе, в котором зародился средний класс, советский средний класс. Миллионы, пара десятков миллионов людей. Этим людям и об этих людях он писал про смену: "Меняю Выхино на Пресню, меняю Зыкину на Пресли". "Эти размены и сдвиги невероятно четко, хорошо зафиксированы Вознесенским", - полагает историк Сергей Медведев.

Первый сборник стихов Вознесенского "Мозаика" был выпущен во Владимире, исконном центре русского православия. "Поэзия Вознесенского соединяет мозаику зрительных образов и поток музыкального звука, - отмечал еще в 1966-м году молодой американский исследователь Джеймс Хэдли Биллингтон. - Он как бы воспринял толику исконного духа древней православной культуры, что была способна чувственным путем выражать сверхчувственные идеи. В нем, ученике Пастернака, который сумел вобрать в свою поэтическую речь множество современных идей, по-настоящему возобновилась поэтическая традиция серебряного века".

Официальная критика навесила на Вознесенского ярлык, обвинив его в "формализме". Сам поэт говорил, что у него больше всего поклонников среди ученых. По его словам, тем, кто непосредственно занят изучением сложных и тонких природных феноменов, в искусстве нравятся такие же качества. Подобную точку зрения разделяли многие шестидесятники. Так, Евтушенко подчеркивал, что искусство времен телеги несовместимо с искусством космической эпохи.

С космической эпохой связан следующий анекдот, о котором рассказал на страницах книги Е. Абелюка и Е. Леенсона "Таганка: личное дело одного театра" режиссер Юрий Любимов. "Это было во времена, когда американцы высадились на Луну. А в спектакль "Берегите ваши лица" Андрей Вознесенский все хотел вставить фразу: А луна канула" - это перевeртыш. Меня обвинили, что я издеваюсь над нашими неудачами в космосе, написали донос в Политбюро".

С упомянутым спектаклем произошел еще один казус. На совещании в Управлении культуры, где обсуждался спектакль по стихам А. Вознесенского "Берегите ваши лица", в числе требований к авторам были и такие: название эпизода "Гетто в озере" заменить на "Лагерь в озере", еврейские фамилии в посвящении - убрать. Так вместо "Бирман" в спектакле появился "Бойко".

Поэт для Вознесенского - утверждали зарубежные искусствоведы в первой половине 60-х годов - носитель пророческой миссии, а отклик слушателей - "почти осязаемое выражение чувства", которое оставляет их души "распахнутыми подобно женщине, которую только что поцеловали".

Фото: "Комсомольская правда".

Читайте полную версию на сайте