Губернаторов проверят на свободу слова
Общественная палата и Всероссийский центр общественного мнения намерены провести эксперимент - определить уровень свободы региональных СМИ. Пилотными регионами выбраны Новосибирская и Воронежская области. Эти регионы были выбраны "по географическому признаку" (Воронеж является центром европейской части России, к тому же там непростая политическая ситуация, а Новосибирская область - центр Сибири, в том числе и образовательный/, - пояснили авторы проекта). Подробности сообщает сайт ВЦИОМ.
Инициаторы эксперимента намерены предложить Кремлю включить индекс "свободы слова" в перечень показателей оценки эффективности деятельности губернаторов. На пленарном заседании палаты глава комиссии ОП по СМИ Павел Гусев заявил, что свобода слова в региональных СМИ должна стать одним из основных критериев оценки деятельности губернаторов (указ, устанавливающий перечень критериев оценки деятельности глав регионов, Владимир Путин подписал в июне прошлого года).
"Мы разработали индекс свободы слова и предлагаем выйти с ним в администрацию президента и правительство,- сказал господин Гусев.— Губернатор должен быть заинтересован, чтобы этот индекс у него повышался, а значит, повышалась бы независимость прессы". Саму идею он объяснил тем, что СМИ в регионах принадлежат региональным властям или близким к ним структурам. "В результате нарушается информационное поле страны в целом. Благостная картина, которая формируется в региональных СМИ, не способствует борьбе с коррупцией",- говорит он.
Как пояснила "Ъ" член комиссии по СМИ Елена Зелинская, идея разработки такого индекса возникла еще в прошлом году после проведения общественных слушаний о свободе слова в четырех федеральных округах. Выяснилось, что СМИ в регионах далеко не свободны, но в разных субъектах РФ разнится не только сила давления на них со стороны региональных властей, но и методы, о которых зачастую в Москве и не подозревали.
В итоге комиссия по СМИ обратилась в Фонд защиты гласности, глава которого, Алексей Симонов, имел опыт защиты журналистов, и во ВЦИОМ с просьбой разработать методику исследования положения региональных СМИ. Перед комиссией, считает госпожа Зелинская, стоит задача "разработать максимально точную методику индексации свободы слова исходя из того, какие возможности донести информацию до населения имеют журналисты, насколько удовлетворены получаемой информацией потребители и как ситуацию с СМИ оценивают местные эксперты".
По словам директора ВЦИОМа Валерия Федорова, вопросов будет много: "Есть ли ограничения на свободу информации — формальные, цензурные, экономические? Есть ли реальные факты нарушения свободы слова? Подвергались ли сами ограничениям? Насколько госорганы открывают информацию?" Вероятно, в их число войдут и те, которые предложил Алексей Симонов.
Чтобы избежать корпоративных оценок, ВЦИОМ будет брать интервью у журналистов, бизнесменов, чиновников и рядовых граждан. "Мы считаем, что нельзя измерять уровень свободы слова количеством погибших журналистов,— сказал "Ъ" господин Федоров.— Также мы не можем положиться на оценки самих журналистов, мы против их монополии на оценку. Это важная, но не единственная группа людей, которые имеют такое право".
Если методика сработает, то география эксперимента будет расширена до пяти регионов, а потом по всей стране.
Справка:
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Объем валового регионального продукта.
2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека.
3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом.
4. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных):
учреждений здравоохранения;
учреждений образования;
учреждений социальной защиты населения;
учреждений физической культуры и спорта;
учреждений культуры и искусства
к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона.
5. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума.
6. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год.
7. Смертность населения:
младенческая;
от 1 года до 4 лет;
от 5 до 9 лет;
от 10 до 14 лет;
от 15 до 19 лет;
материнская;
в трудоспособном возрасте – всего, в том числе по трем основным причинам;
в результате дорожно-транспортных происшествий.
8. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего.
9. Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.
10. Удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных).
11. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене.
12. Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений.
13. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных).
14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, – всего, в том числе:
переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи);
находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
15. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
16. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации.
17. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений.
18. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения.
19. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, – всего, в том числе введенная в действие за год.
20. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации.
21. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.
22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту Российской Федерации, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности).
23. Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства.
24. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство.
25. Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
26. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
27. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.
28. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных).
29. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений.
30. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
31. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.
32. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе.
33. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции.
34. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
35. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона.
36. Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами.
37. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий).
38. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, из них средства обязательного медицинского страхования.
39. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося:
на общее образование;
на начальное и среднее профессиональное образование.
40. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы.
41. Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений:
применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;
переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;
переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
42. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных:
на нормативное подушевое финансирование;
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
43. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).