По уровню наркотизации и алкоголизации несовершеннолетних Алтай значительно опережает другие регионы
Тревожащую статистику обнародовала прокуратура Алтайского края по итогам проверки исполнения законодательства, направленного на борьбу с наркоманией и алкоголизмом несовершеннолетних. Как сообщили ИА "Амител" в пресс-службе ведомства, она свидетельствует о том, что по уровню наркотизации и алкоголизации несовершеннолетних Алтай значительно опережает другие регионы России.
Наиболее неблагоприятная ситуация, связанная с немедицинским потреблением наркотиков, отмечается в городах и Славгородском районе. По словам и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних краевой прокуратуры Татьяны Заниной, каждый десятый несовершеннолетний преступник в крае в момент совершения противоправных действий находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. При гибели детей и подростков в результате суицидов и отравлений в крови каждого второго обнаруживается алкоголь и наркотики.
В 2007 году число несовершеннолетних, официально зарегистрированных органами здравоохранения с диагнозом – "наркомания", увеличилось на 4% и составило 77. Органы прокуратуры края полагают, что данные сведения не соответствует фактическому положению дел, и свидетельствуют о недостаточной эффективности механизмов выявления и ранней профилактики лиц указанной категории.
Результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что органами государственной власти, субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних допускаются нарушения требований законодательства, направленного на борьбу с подростковой наркоманией и алкоголизмом, зачастую должностные лица не исполняют возложенные на них функции.
В 2007г. за незаконную продажу спиртосодержащей продукции несовершеннолетним возбуждено 285 административных дел по ст. 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Органами внутренних дел внесено 73 представления на приостановление лицензий предприятий, реализовавших подросткам алкогольную продукцию, приостановлено действие - 28. При этом, на 10% увеличилось количество рассмотренных материалов в отношении родителей, законных представителей о правонарушениях, связанных с употреблением детьми наркотиков и алкоголя с 12 476 в 2006 г. до 13 760 в 2007.
На недостатки координации в деятельности по выявлению подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, указывает наличие противоречий в сведениях об этой работе учреждений здравоохранения и органов внутренних дел. По статистике Краевого наркологического диспансера в 2007 г. установлено 1353 таких лица, по данным ГУВД края - 1077.
Органами опеки и попечительства не обеспечивается в каждом случае выполнение требований семейного законодательства о своевременном выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, их устройстве. Большинство родителей из неблагополучных семей злоупотребляют спиртными напитками, не работают, дети, воспитываемые ими, находятся без контроля, бродяжничают, становятся жертвами преступлений. Вместе с тем, вопрос лишения родительских прав таких граждан уполномоченными органами своевременно не решается.
Прокурорами г. Бийска, Ребрихинского, Краснощёковского, Локтевского районов выявлено, что ввиду нарушений требований статей. 146, 147 Семейного кодекса органами опеки и попечительства детям, оставшимся без попечения родителей, назначаются законные представители, не способные осуществлять свои обязанности, в том числе страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, необходимый контроль за условиями проживания детей не ведётся.
Так, девочке 1991 года рождения, постановлением главы администрации Краснощёковского района назначена попечителем её бабушка 1938 года рождения. При этом фактически она проживала с отцом, лишённым родительских прав, злоупотребляющим спиртными напитками, сама заботилась о себе, расходовала опекунское пособие, в том числе на приобретение спиртного. Отец регулярно допускал в отношении дочери оскорбления, грубость, насилие. В итоге 25 февраля 2008г., придя домой в состоянии алкогольного опьянения дочь, испытывая личную неприязнь, нанесла спящему отцу удары топором по голове, повлекшие смерть мужчины.
Деятельность органов и учреждений здравоохранения по выявлению и профилактике лиц, употребляющих наркотики и алкоголь, по мнению прокуратуры, заслуживает неудовлетворительной оценки.
Так, в Ельцовском, Солтонском, Суетском, Топчихинском, Егорьевском районах наркологические кабинеты отсутствуют. Полная ставка подросткового врача нарколога выделена только в Алейском районе, ещё в 12 районах имеется по половине и четверти ставки. Общее число указанных специалистов в сельской местности края ниже норматива, рекомендуемого Минздравсоцразвитием Российской Федерации в 17 раз.
В ряде районов края учреждения, осуществляющие приём лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не имеют необходимого оборудования для диагностирования и проведения медицинского освидетельствования, что является одной из причин латентности наркотизации и алкоголизации несовершеннолетних.
Штаты наркологических служб края не укомплектованы социальными работниками. Согласно приказа Минздравсоцразвития РФ нормативы должностей социальных работников наркодиспансеров определены по 1 должности на 1 должность врача-нарколога. Вместе с тем, г. Барнауле из 20 ставок занято только 3 с четвертью.
Из-за отсутствия данных специалистов с поставленными на диспансерный учёт несовершеннолетними качественная работа не ведётся. Явка лиц, уклоняющихся от посещения врача, не обеспечивается, сведениями о состоянии их здоровья наркокабинеты не располагают.
В 2007г. в связи с потреблением наркотических средств на профилактическом учете в органах внутренних дел края состояло 249 несовершеннолетних и 1557 – употребляющих спиртные напитки.
Всего по результатам проверки городскими и районными прокурорами внесено 127 представлений об устранении нарушений, принесено 37 протестов, возбуждено 34 производства об административных правонарушениях, направлено 17 исковых заявлений, направлена информация в адрес руководителей краевых органов законодательной и исполнительной власти.