Сбербанк намерен изменить кредитную политику, касающуюся физлиц
Самый крупный и самый консервативный российский банк готов поменять кредитную политику, - сообщают сегодня, 22 февраля, "Ведомости".
В распоряжении издания оказался "Перечень первоочередных мероприятий", составленный центральным аппаратом Сбербанка по итогам анализа предложений "с мест". Руководители Сбербанка обсудили на первом заседании коллегии руководителей территориальных банков, проходившего в Воронеже, на который прилетел президент Сбербанка Герман Греф с полусотней топ-менеджеров.
Если "первоочередные мероприятия" будут реализованы, кредитная политика Сбербанка сильно изменится.
Больше всего пунктов в перечне касаются кредитования физлиц. Это, в частности, внедрение кредитов без поручителей, кредитных карт, оплаты кредитов через банкоматы и терминалы, ипотечных кредитов с учетом продаваемой недвижимости, аннуитетных платежей (сейчас основной долг гасится равномерно, а сумма процентов переменна). Речь идет и о либерализации оценки платежеспособности заемщика (сейчас банк учитывает лишь официальные зарплаты), а в некоторых случаях и об отказе от подтверждения доходов. Предлагается учитывать доходы заемщика со всех мест работы, автоматически предупреждать его о возникшей просроченной задолженности и разрешить выдавать автокредиты с учетом каско.
Есть и предложения о запуске совместных кредитных программ по пониженной ставке с автодилерами и совместных ипотечных программ с риэлторами и страховщиками.
Сейчас у крупнейшего банка страны едва ли не самая консервативная кредитная политика. Кредиты населению Сбербанк выдает только под поручительство, зато у него одни из самых низких ставок на рынке и доля просрочки (0,9% кредитного портфеля на начало года).
Некоторые предложения давно назрели, комментирует руководитель одного из тербанков: аннуитетные платежи удобнее для клиента, а погашение кредита через банкоматы и терминалы уменьшит очереди и снизит напряжение. Кредитование без поручителей он считает "осмысленным" — но только для клиентов банка с хорошей историей. Самый спорный, по его мнению, вопрос — "либерализация оценки платежеспособности": "Давайте говорить русским языком — речь идет о признании серых зарплат. Готов ли пойти на это главный госбанк, где 60% принадлежит ЦБ?"
"Речь идет не об ухудшении качества заемщика и нашего портфеля, — подчеркивает зампред правления Сбербанка Белла Златкис, — а о совершенствовании технологий, чтобы заемщику было удобнее работать с нами".
Многие банки работают так, как хочет Сбербанк, говорит член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев. Он считает, что все эти изменения к лучшему, и советует Грефу воплощать их: "Думаю, за год все это можно реализовать".
"Если они сделают то, что задумали, это может серьезно изменить рынок, — полагает Олег Скворцов, зампред правления банка “Абсолют”, выдающего ипотечные кредиты под 11% годовых в рублях и 10% в валюте (20 лет, первый взнос 30%) против 10,75% и 11,25% у “Сбера”, — они и сейчас сильные конкуренты".
Старший вице-президент Первобанка Денис Хадеев даже опасается, что либерализация кредитной политики Сбербанка негативно скажется на всей банковской системе: чтобы конкурировать с ним, мелким и средним банкам придется снижать свои ставки, что снизит их рентабельность и увеличит их риски.
Именно таких действий ждут от Грефа инвесторы, полагает аналитик J. P. Morgan Алекс Кантарович: "Сбербанк был излишне консервативен. Главное, что речь не идет о выдаче множества рискованных, но дорогих кредитов, когда хороший заемщик платит за плохих".