Правительство РФ намерено создать новую госкомпанию, курирующую автодороги
В России может быть создана еще одна госкомпания, которая будет заниматься извечной российской бедой - автомобильными дорогами. Соответствующий законопроект разрабатывается сейчас в правительстве. Дороги предлагается передать госкомпании в доверительное управление.
Как напоминает RB.ru, сейчас управлением, строительством и эксплуатацией федеральных и региональных дорог ведает федеральное агентство Росавтодор. Однако оно со своими задачами не справляется: за последние 10 лет рост уровня автомобилизации впятеро превысил темп роста дорожной сети.
Сейчас на 40% территории России ограничена транспортная доступность, пять регионов вообще лишены автотранспортного сообщения. Половина объема автоперевозок приходится на федеральные дороги (47 000 км), из них только 37% отвечает стандартам качества. По прогнозу ведомства, к 2015 г. парк машин в стране вырастет с 34 млн. до 48,4 млн., - пишут "Ведомости".
Вместо "существующей сегодня бюрократической структуры" в виде Росавтодора первый зампред правительства Дмитрий Медведев предложил пойти по наторенному пути: создать акционерное общество, принадлежащее государству. Подобный метод опробован на железнодорожном транспорте, где вся инфраструктура объединена в ОАО "Российские железные дороги".
По существующей концепции, дорожная госкомпания должна выполнять функции госзаказчика и координатора строительства и эксплуатации дорог, ежегодно получая бюджетные средства. То есть сама корпорация не будет заниматься хозяйственной деятельностью, однако сможет брать на рынке долгосрочные займы, а регулировать ее деятельность будет специальный закон - как в случае с РЖД.
Проект закона о создании дорожной госкомпании будет внесен в правительство к лету, обещал замминистра транспорта Александр Мишарин. Нормы закона еще разрабатываются, однако, по его мнению, дороги могут быть переданы госкомпании в доверительное управление, - подчеркивают "Ведомости".
Строить и эксплуатировать госкомпания будет в первую очередь федеральные дороги, но, возможно, финансирование региональных автодорог тоже будет осуществляться через нее, - сказал руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
В 2008 году федеральный бюджет выделяет на строительство и ремонт дорог 251 млрд. руб., на 2009 г. запланировано на 10 млрд. руб. больше. 85 млрд. руб. из бюджета будет направлено на семь автодорожных проектов, финансирование которых за счет инвестфонда одобрило правительство.
Все эти деньги могут быть внесены в уставный капитал госкомпании. Финансируемые инвестфондом трассы будут платными и госкомпания сможет использовать платежи в качестве обеспечения по привлекаемым ею займам, в частности "дорожным облигациям", предлагает Дворкович.
Дворкович объясняет, что АО значительно свободнее в действиях, это прозрачная и понятная бизнесу структура, а все ограничения в его работе можно описать в законе.
Как и РЖД, дорожная корпорация сможет привлекать средства за счет создания дочерних обществ и продажи их акций, считают опрошенные изданием эксперты.