Буддисты утверждают, что наступивший год земляной мыши потребует от россиян терпения
Год земляной мыши потребует от россиян терпения и усидчивости, будет способствовать утверждению планов, укреплению семьи и позиций на работе, - сообщил в интервью РИА Новости представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.
По лунному календарю, которого придерживаются буддисты, Новый год (Сагаалган) наступил сегодня утром – 7 февраля.
"Год огненной свиньи сменяется годом земляной мыши. Это символ утверждения позиций, поскольку из земли все произрастает, на ней все строится", - сказал Санжей-лама.
По его словам, это также год решения хозяйственных, бытовых вопросов и планирования семейного бюджета, поскольку "мышь занимается накопительством".
Помимо "укрепления социального и материального положения", лама считает новый год благоприятным для "утверждения позиций в обществе".
"Но для этого потребуются усидчивость и терпение. И чтобы не было резких перемен", - подчеркнул буддийский духовный лидер.
На государственном уровне, по его прогнозам, нужно стремиться к стабильности.
"Это первый год нового 12-летнего цикла, поэтому должно быть утверждение планов", - пояснил Санжей-лама.
При этом возможны поступательные, мягкие реформы, добавил он.
Собеседник агентства напомнил, что минувший год был годом огненной стихии (огненной свиньи), поэтому следовало ожидать существенных перемен, в том числе в религиозной сфере. "Что и произошло - воссоединение Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом", - отметил лама.
Традиционно буддийское духовенство отмечает Сагаалган в дацанах (монастырях), куда в дни праздника стремятся попасть и верующие миряне, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год.
Сагаалган наступает с рассветом 1-го числа Белого месяца, которое в этом году выпадает на 7 февраля. Рассвет буддисты традиционно определяют "по линиям на ладони": когда все они становятся различимы - значит, рассвело.
На практике Новый год встречают около 06.00. Примерно в 5.30 в резиденции Хамбо-ламы - главы Буддийской сангхи - раздаются призывные звуки особого музыкального инструмента - морской раковины Дунгар. Торжественная процессия приглашает Хамбо-ламу на кульминацию праздника. Он восходит на трон - и начинается самое главное новогоднее богослужение.
В это утро буддисты собираются в храмах, дацанах и молятся о благополучии, добром урожае, о мире и спокойствии в новом году. Кроме того, верующие заказывают молебны на весь будущий год.
По завершении первого в Новом году богослужения Хамбо-лама зачитывает свое новогоднее послание и благословляет верующих. Собравшиеся в храмах буддисты приветствуют друг друга белыми шарфами (хадаг) из щелка или ситца. "Это символ чистых помыслов и светлых пожеланий", - пояснил Санжей-лама.
По его словам, в столице, где нет дацанов и крупных будийских храмов, ритуалы, распространенные в Бурятии, Калмыкии и других буддийских регионах, не проводятся. Верующие встречают Новый год в небольших молельных залах или дома.
"На следующий день принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками", - сообщил собеседник агентства.
Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.
На новогоднем столе, по словам ламы, обязательно должна быть "белая пища". Однако кроме "белых" (молочных) продуктов, российские буддисты едят фрукты, овощи и мясо (преимущественно баранину или говядину). Что касается спиртных напитков, то лама призвал не употреблять их в Новый год. "Помыслы в этот день должны быть чистые", - пояснил он.
Застольем и подарками Сагаалган не кончается. Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются по 17-е число Белого месяца.