Российские банки «вычисляют» должников через «Одноклассников»
Российские банки, отчаявшись найти должников в реальной жизни, пытаются встретить их в Интернете. Благо развитие "социальных сетей" предоставляет массу возможностей для неожиданных знакомств, - утверждает BBCRussian.com.
Сайты "Одноклассники", "В контакте", "Мой круг" набирают все большую популярность в России. В этих социальных сетях зарегистрировано в общей сложности уже несколько миллионов человек. Часть информации о них видна всем пользователям Интернета, другая часть - тем, кого выбрал для общения пользователь такой сети.
Эти базы контактов включают в себя минимум адрес электронной почты, а нередко еще и номера мобильных телефонов, то есть все, что указал пользователь на своей странице. Именно эта информация представляет интерес для различных организаций, включая и коллекторские агентства, которые специализируются на возврате долгов.
Зарегистрировавшись в социальной сети, помните, что искать вас будут не только друзья и знакомые. Впрочем, выйти на должника через одну из социальных сетей, популярных в России, - нелегкая задача даже для опытного коллектора.
"Чтобы найти человека, необходимо располагать достаточным объемом информации, - объясняет директор по связям с общественностью Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса Алексей Купреенко. - Та же информация, которой мы нередко обладаем, - это минимум. Чаще всего это данные паспорта и адрес. Коллекторы ищут, например Ивана Ивановича, который родился 1 января 1960 года. На "Одноклассниках" зарегистрированы 7 миллионов человек - теперь представьте, скольких из них будут звать Иваном Ивановичем".
Сотрудники коллекторских агентств представляются чужими именами, знакомятся, просят номер мобильного телефона или договариваются о личной встрече.
Представителям социальной сети "В контакте" еще не поступало жалоб от пользователей, которых вычислили бы по данным, размещенным в Интернете.
Правда, координатор по связям с общественностью этого портала Михаил Равдоникас говорит, что знает о нескольких десятках случаев, когда социальные сети облегчали работу коллекторским агентствам: "Как только мы замечаем, что социальную сеть используют в коммерческих целях, мы моментально удаляем аккаунты таких пользователей".
Модераторы социальных сетей действуют в соответствии с правилами пользования, опубликованными на сайтах. К примеру, на сайте "Одноклассники" в список запрещенных действий входят сбор, хранение, использование, распространение и другие действия в отношении данных о пользователях.
Но, признается Алексей Купреенко, "коллектор будет использовать любую законную возможность, чтобы найти должника".
Действия коллекторских агентств действительно остаются в рамках закона, подтверждает заместитель генерального директора компании "Ваш правовой помощник" Игорь Слабых: "Социальные сети могут быть отнесены к общедоступным источникам персональных данных, то есть к ним может обратиться любое лицо. Коллекторы же собирают эти данные в целях исполнения договора с банком, и им не требуется согласие пользователей".
Социальные сети знают о своих пользователях многое. Часть информации о них скрыта от посторонних глаз - речь идет о номерах мобильных телефонов, icq и персональных адресах электронной почты. Михаил Равдоникас уверяет, что база контактов находится в полной безопасности. "К ней имеют доступ только два человека - организаторы сети, - поэтому она защищена лучше, чем, скажем, базы операторов мобильной связи, которые продаются в переходах метро", - говорит он.