Барнаульские магазины бытовой техники пытаются делать "деньги из воздуха" на ДСУ

Многие барнаульцы при покупке бытовой техники столкнулись с рекомендацией - за отдельную плату приобрести "дополнительные сервисные услуги" (ДСУ) магазина на товар. Многие приобретали, при этом были абсолютно уверенны, что теперь по таким правилам продается гарантия на технику, которая раньше "прилагалась" к товару бесплатно. По словам таких покупателей, это заключение они сделали на основе объяснений продавцов-консультантов. Известие о том, что гарантию на приобретенную технику они получили бы и без дополнительной оплаты, вызывало бурю негодования.

По мнению специалистов в области защиты прав потребителя, такая система работы магазинов является попыткой "делать деньги из воздуха".
Покупка дополнительных сервисных услуг является добровольной. Поэтому юридических нарушений здесь нет. Проблема заключается в том, что зачастую продавцы, объясняя, что подразумевают собой эти ДСУ, создают у покупателей ощущение, что без их приобретения невозможно будет отремонтировать или заменить товар.

Например, корреспонденту ИА "Амител", выразившему желание приобрести пылесос в "5-ом элементе", девушка-продавец заявила, что при оплате дополнительных сервисных услуг магазин дает гарантию на качество товара. Без оплаты ДСУ покупатель получает гарантию только на "заводской дефект". По объяснению продавца, это означает, что если при проверке, в данном случае пылесоса, вы включаете технику в розетку и индикатор показывает, что контакт есть, то все дальнейшие претензии к работе пылесоса магазин с себя снимает. Если же "ДСУ" будет оплачено, то покупатель имеет право на ремонт техники или ее замену в течение оплаченного периода.

С подобным объяснением столкнулись в это воскресенье в одном из магазинов города семейная пара пенсионеров, жителей Барнаула при покупке микроволновой печи. По признанию пожилых людей, после беседы с консультантом, у них возникло убеждение, что им предлагают купить гарантию на печь, а если они этого не сделают, то в случае дефекта печи, их деньги окажутся впустую потрачены. Так как пенсионеры в средствах оказались ограничены, то решили рискнуть и не "докупать" гарантию. Покупать печь они решили в "Эльдорадо". Тут примечателен еще и тот факт, что когда покупатели озвучили свое решение не приобретать ДСУ, и попросили проверить работу печи, с них потребовали вначале оплатить ее стоимость. Но и в этом случае печь была проверена только после того, как уставшие ждать, возмущенные пенсионеры отказались от покупки и потребовали вернуть им деньги.

"Требование продавца вначале оплатить товар, и только после этого предоставить возможность его проверить является явным нарушением прав потребителя", - заявил ИА "Амител" специалист комитета по потребительскому рынку и услугам города Барнаула. - "Иначе получается, что покупаешь кота в мешке! Продавец обязан до покупки товара продемонстрировать все его функции. Даже парфюмерную продукцию, продавец обязан вскрыть и показать покупателю. А уж сложную бытовую технику и подавно".

Со слов специалистов следует, что, согласно существующему законодательству, на бытовую технику обязательно предоставляется гарантия завода-изготовителя, которая включает в себя ремонт и замену техники в гарантийный период.

Магазин не вправе отменить или уменьшить гарантию производителя. Увеличить – может, но для этого у него должен быть заключен договор на дополнительное обслуживание с сервисным центром. При этом магазину дается право разнообразить количество сервисных услуг: добавить сюда смазку, проверку, диагностику техники через определенные периоды и пр. Это и называется "дополнительные сервисные услуги".

Однако некоторые магазины "распространяют" свою гарантию на тот период, на который дает гарантию завод-изготовитель. В этом случае предложение магазина оплатить "его" гарантию является попыткой выкачать дополнительные деньги с покупателя.

Справедливости ради отметим, что в ходе опроса "Что такое ДСУ?", проведенного корреспондентом ИА "Амител" под видом покупателя, трое из шести продавцов-консультантов в магазинах техники города все-таки отметили, что заводская гарантия на технику остается. А ДСУ особенно выгодно при покупке крупногабаритной, тяжелой техники, "напичканной электроникой" потому что в случае ее поломки, сервисный центр магазина берет на себя обязательства доставки ее в сервисный центр на ремонт и обратно. А также периодическую диагностику электронной системы. Также, по словам консультантов, ДСУ предусматривает бесплатный ремонт или замену техники, если она пострадала при перепадах электрического напряжения.

О том, что магазин не влияет на гарантию изготовителя, а за отдельную оплату предоставляет дополнительные сервисные услуги, которые отличаются от заводской гарантии, заявили ИА "Амител" и в руководстве сети барнаульских магазинах "Эльдорадо".

Елена Лепезина

Читайте полную версию на сайте