Сегодня выдающемуся русскому актеру и режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 80 лет (фото)
Сегодня, 1 октября, исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося русского актер, режиссера, постановщика Олега Ефремова, о котором, к сожалению, мы теперь говорим лишь в прошедшем времени.
В сегодняшнем номере "Российская газета" вспоминает об этом талантливом мастере русского театра и кино:
"Эпоха Олега Ефремова закончилась в 2000 году, на перекрестке тысячелетий, когда 24 мая театр, находясь на гастролях, получил страшное известие: Олег Николаевич умер...
Тогда к Художественному общедоступному театру в Камергерском переулке из-за моря цветов было не подойти - казалось, вся страна пришла попрощаться с великим актером и режиссером и поклониться ему в последний раз...
О его масштабе, его таланте и его безграничном обаянии - рассказ актера Станислава Любшина, работавшего с Олегом Ефремовым и в "Современнике", и во МХАТе.
...На память пришло замечание Евгения Евстигнеева по ходу мхатовских гастролей в Алма-Ате, в почти стадионных условиях, как это обычно бывало, когда приезжал главный драмтеатр страны. Сидя на репетиции в зрительном зале, на вопрос, слышно ли актеров, он ответил: "Слышно-то слышно, но вот если чуть двинуться, будет еще и понятно, кто говорит". В этой шутке - не только доля шутки, но и парадокс: удивительно тонкие, можно сказать, камерные по настроению спектакли Олега Ефремова действительно собирали стадионы - хоть в России, хоть в СССР, хоть на гастролях за океаном.
В Нью-Йорке, например, "Три сестры" шли в зале на две тысячи мест, - три недели подряд на невероятном подъеме, при полных аншлагах и таких очередях за билетами, что вспоминались ночные бдения у касс молодого "Современника"...
Он не только создал легендарный "Современник"; в другой своей жизни - мхатовской - он поставил весь цикл больших чеховских пьес. "Бесстрашие и глубина Чехова в том, что он первым отказался судить и оценивать. Человек у него сам себя не понимает, но и автор не спешит выносить приговор". В этом - ключ прочтения Олегом Ефремовым не одного Чехова, и не только театральных пьес, - наверное, всей жизни: не судить человека, не оценивать его, а лишь ставить диагноз врача, но не заключение прокурора или адвоката".
В студенческом дневнике Олега Ефремова есть поразительно смелая и нахальная запись: "Я буду главным режиссером МХАТа!" И в этом весь Ефремов: он пришел в искусство, чтобы быть главным, чтобы быть лидером.
А сделал он чрезвычайно много: сыграл 50 ролей в театре, 70 - в кино, поставил почти 70 спектаклей, многие из которых были открытиями. Он уже с юности стал педагогом, многие его ученики - практически его ровесники, он воспитал целую плеяду великолепных актеров, которых так и называют "ефремовцы".
Олег Ефремов стал-таки главным режиссером МХАТа и повел его своим путем, но, конечно, в том направлении, которое было определено основателями Художественного театра. На его гербе всегда была мхатовская "Чайка". Именно ради жизни этой "Чайки" и сделал Ефремов главное дело своей жизни - придумал, выстрадал и сотворил вместе со своими товарищами театр "Современник", театр, которому уже больше 40 лет. Фундамент, заложенный Ефремовым, оказался настолько жизнеспособным, что с уходом лидера театр не перестал существовать, а, обретя новые силы, нового лидера, продолжает жить, хотя это другой театр, но он есть!
В сегодняшнем номере "Российская газета" вспоминает об этом талантливом мастере русского театра и кино:
"Эпоха Олега Ефремова закончилась в 2000 году, на перекрестке тысячелетий, когда 24 мая театр, находясь на гастролях, получил страшное известие: Олег Николаевич умер...
Тогда к Художественному общедоступному театру в Камергерском переулке из-за моря цветов было не подойти - казалось, вся страна пришла попрощаться с великим актером и режиссером и поклониться ему в последний раз...
О его масштабе, его таланте и его безграничном обаянии - рассказ актера Станислава Любшина, работавшего с Олегом Ефремовым и в "Современнике", и во МХАТе.
...На память пришло замечание Евгения Евстигнеева по ходу мхатовских гастролей в Алма-Ате, в почти стадионных условиях, как это обычно бывало, когда приезжал главный драмтеатр страны. Сидя на репетиции в зрительном зале, на вопрос, слышно ли актеров, он ответил: "Слышно-то слышно, но вот если чуть двинуться, будет еще и понятно, кто говорит". В этой шутке - не только доля шутки, но и парадокс: удивительно тонкие, можно сказать, камерные по настроению спектакли Олега Ефремова действительно собирали стадионы - хоть в России, хоть в СССР, хоть на гастролях за океаном.
В Нью-Йорке, например, "Три сестры" шли в зале на две тысячи мест, - три недели подряд на невероятном подъеме, при полных аншлагах и таких очередях за билетами, что вспоминались ночные бдения у касс молодого "Современника"...
Он не только создал легендарный "Современник"; в другой своей жизни - мхатовской - он поставил весь цикл больших чеховских пьес. "Бесстрашие и глубина Чехова в том, что он первым отказался судить и оценивать. Человек у него сам себя не понимает, но и автор не спешит выносить приговор". В этом - ключ прочтения Олегом Ефремовым не одного Чехова, и не только театральных пьес, - наверное, всей жизни: не судить человека, не оценивать его, а лишь ставить диагноз врача, но не заключение прокурора или адвоката".
В студенческом дневнике Олега Ефремова есть поразительно смелая и нахальная запись: "Я буду главным режиссером МХАТа!" И в этом весь Ефремов: он пришел в искусство, чтобы быть главным, чтобы быть лидером.
А сделал он чрезвычайно много: сыграл 50 ролей в театре, 70 - в кино, поставил почти 70 спектаклей, многие из которых были открытиями. Он уже с юности стал педагогом, многие его ученики - практически его ровесники, он воспитал целую плеяду великолепных актеров, которых так и называют "ефремовцы".
Олег Ефремов стал-таки главным режиссером МХАТа и повел его своим путем, но, конечно, в том направлении, которое было определено основателями Художественного театра. На его гербе всегда была мхатовская "Чайка". Именно ради жизни этой "Чайки" и сделал Ефремов главное дело своей жизни - придумал, выстрадал и сотворил вместе со своими товарищами театр "Современник", театр, которому уже больше 40 лет. Фундамент, заложенный Ефремовым, оказался настолько жизнеспособным, что с уходом лидера театр не перестал существовать, а, обретя новые силы, нового лидера, продолжает жить, хотя это другой театр, но он есть!