Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения легенды советского кино Тамары Макаровой (фото)

Сегодня, 13 августа, исполняется 100 лет со дня рождения легенды советского кино, актрисы Тамары Макаровой. Она родилась 13 августа 1907 и закончила свой жизненный путь 19 января 1997, не дожив несколько месяцев до 90-летнего юбилея.

Актрису в сегодняшнем номере за 13 августа вспоминает "Российская газета":

"Вспоминаешь актрису Тамару Макарову, и менее всего приходят на ум слова "звезда", "дива", "кумир", "секс-символ" - мишура, которой кино увешано так густо, что не остается места искусству. Зато приходит когда-то гордое словосочетание "советская актриса". Наверное, был в нем какой-то особенный смысл.

Красивое лицо. Приветливое, но строгое. С лучистыми глазами. Тоже приветливыми и строгими. Что-то от матери-Родины. Или от любимой учительницы (не случайно ей так шла роль классной дамы в "Первокласснице"). Ореол замкнутости, закрытости - как у человека с развитым чувством достоинства, не позволяющего вторгаться в свой мир. Невозможно представить, чтобы такая женщина стала, как сейчас принято у публичных людей, полоскать на публике свое и чужое белье. Рассказывать о сердечных победах. Сплетничать о победах других.

Не знаю, было такое или не было. Интереснее, что и знать не хочется. Так при лицезрении Венеры Боттичелли любуешься чистотой линий, и нет желания домысливать ее сексуальную биографию. Жена Цезаря вне подозрений. Макарова была обручена с искусством, в котором, по глубокому наблюдению, "секса нет". А официальными брачными узами была связана с Сергеем Герасимовым - главным цезарем советского кино. То есть была вне подозрений вдвойне.

Возвращаясь к ее жизни, с изумлением вспоминаешь, что в 18 лет эта красавица танцевала на сцене чарльстон - то есть была нормальной девушкой, реальной настолько, что элегантнейший молодой актер Сергей Герасимов увлекся ею навсегда.

Потом эксцентрические крайности молодости останутся далеко в юности, и оба станут ковать в сознании масс образ нового советского человека, адекватного "Рабочему и колхознице" Мухиной. Это были люди Близкого Будущего, они возникали на экранах как бы среди прочих смертных и своим существованием несли людским несовершенствам невысказанный укор. В их присутствии было стыдно расслабиться, думать о грешном, манкировать трудом на благо Родины. В их присутствии хотелось неустанно расти над собой.

Это называлось социалистическим реализмом. Звездная пара Герасимов - Макарова стала самым полным выражением этого художественного метода.

Герасимов умел жить вкусно. Со смаком лепил пельмени. Макарова идеально ему соответствовала: красивая, умная, все понимающая, рафинированно интеллигентная жена-подруга, хватающая любую мысль с полуслова, парирующая любое неудобство легкой светской шуткой и всегда стоящая на твердых основах морали - красивый человек! Посмотрите фильм "Дочки-матери", и станет завидно: такой и должна быть рядовая советская семья.

Тамара Макарова изумительно владела особой интонацией - матерински мягкой, завораживающей, но абсолютно несокрушимой в своем знании, как все должно быть. Это образ-идеал, на котором нельзя вообразить морщинку, пятно на платье, сбившуюся прядь волос. Это женщина, которая умеет себя не просто вести - но нести. Так несут прекрасное - бережно. Не потому, что прекрасное хрупко. А из чувства огромного уважения. Слово, ключевое для картин Герасимова и манеры его актеров.

А первым "пробным камнем" метода стала приключенческая картина "Семеро смелых", где 28-летняя Макарова сыграла энергичную комсомолку-полярницу. Команда молодых актеров была талантлива, обаятельна, достоверна, но вообразить таких героев в кино американском и ли французском нельзя: иная закваска. Возникший позже термин "новая историческая общность - советский народ" не был высосан из пальца: эта общность действительно сложилась, в частности, усилиями таких фильмов и актеров.

Такова была единая главная роль этой актрисы, которую она несла сквозь жизнь, как нимб уложенных вокруг головы волос. В другие жанры она сходила только дважды - когда играла Нину в "Маскараде" по Лермонтову и Хозяйку Медной горы в сказке Птушко - единственный фильм, где она удостоилась международного внимания и даже получила предложение сняться в итальянской "Анне Карениной". Это было бы, наверное, очень интересно и для нее, и для нас, но ей не дали - негоже нашим актерам работать на буржуев. Она потом жалела - это был шанс отойти от амплуа, снять нимб, вкусить другой жизни и другого искусства.

Была у нее еще одна роль - в жизни. Эта роль совпадала с экранной: учить хорошему. Вместе с Герасимовым она создала лучшую актерскую школу в нашем кино. Из их мастерской во ВГИКе вышли поколения - от Сергея Бондар чука и Людмилы Гурченко до Сергея Никоненко, Нонны Мордюковой, Николая Еременко, Аллы Ларионовой, Клары Лучко, Наталии Белохвостиковой... В них та же закваска: чувство достоинства. Человеческого и профессионального. Звездная пара научила их тому, что искусство - скрупулезная, трудная, ответственная работа. Научила мастерству. Сегодня имя Герасимова носит ВГИК, но мастерству уже не учит. Эпоха Герасимова - Макаровой канула вместе с СССР. И точно так же потонуло в пучине времени все, во что верили и чему молились эти очень крупные мастера, очень серьезные и талантливые художники.

Это жаль. В нашей стране категорически не умеют уважать наработанный опыт и брать из него ценное. Поэтому мы всегда начинаем с нуля".

Читайте полную версию на сайте