Оператор по реализации нацпроекта "Образование" в Алтайском крае: Заявление комментатора сайта ИА "Амител" является ложью
В Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) представителю СМИ впервые подробно рассказали, какими путями "президентский миллион" добирается до школ-победителей конкурса в рамках нацпроекта "Образование". Поводом для этого стал комментарий читателя ИА "Амител".
В своем отзыве комментатор обвинил АКИПКРО в том, что на базе института открыт консультационный пункт и якобы школы, которые получают советы работников института, стопроцентно выигрывают миллион. Читатель даже не затруднился уточнить, сколько стоит эта услуга.
Несмотря на анонимный характер отзыва, администрация Алтайского края после запроса нашего информагентства сочла необходимым оперативно провести проверку. Информация была озвучена на заседании по реализации нацпроекта, которое провел вице-губернатор Николай Черепанов. (Напомним, выступает региональным оператором по реализации нацпроекта/, - прим. ред).
Заместитель председателя краевой конкурсной комиссии по нацпроекту "Образование", проректор по научно-методической работе АКИПКРО Наталья Калашникова в беседе с корреспондентом ИА "Амител" сообщила, что заявление посетителя сайта является ложью.
"Никакого конкурсного консультационного пункта, в котором оказываются услуги за деньги, в институте нет. Вообще, для представителей школ в институте проводились бесплатные семинары. Они были открыты абсолютно для всех и на них мы старались максимально доступно объяснить условия конкурса, - пояснила Наталья Калашникова. - Семинары посетило более 700 педагогов. И неужели кто-то при этих обстоятельствах стал бы проводить платные консультации? Да и кто бы согласился получать эти консультации, если есть возможность бесплатно получить необходимую информацию?".
По мнению Натальи Калашниковой, фальсификация результатов конкурсного отбора со стороны АКИПКРО практически невозможна. Каждый этап конкурса строго контролируется. Чтобы более детально разобраться в этом вопросе, она предложила проанализировать все стадии.
Вначале документы образовательных учреждений проверяются комиссией на соответствие нормативным требованиям. Допустим, в этом году проверку выдержали 162 школы. "Если же у школ, которых отсеяли, есть претензии к АКИПКРО, то их представители могут прийти в институт и убедиться, есть ли эти нарушения с нашей стороны или нет. Мы поднимем документы, и все выясним на месте. Так что на этом этапе подлога быть не может", - подчеркнула председатель конкурсной комиссии.
На втором этапе конкурса оценивается качество проектов развития образовательных учреждений. Эксперты здесь руководствуются четкими критериями. На вопрос корреспондента ИА "Амител", как проходит сама процедура экспертизы и не возможно ли на этом этапе "помочь" какой-нибудь школе стать миллионером, Наталья Калашникова ответила, что "это маловероятно".
"В экспертизе участвуют 40 представителей из 12 общественных организаций края, состав которых утвержден главой управления по образованию и делам молодежи. Прежде чем приступить к работе, они пишут расписку о сохранении конфиденциальности полученной в ходе экспертизы информации. Чтобы исключить возможность их "сотрудничества" со школами, эксперты составляют список школ, с которыми находятся хоть в каком-то отношении и обязуются не участвовать в экспертизе их заявок", - ответила собеседница.
Эксперты группами в среднем по 9 человек работают в одном зале, сидя за большим столом. Таким образом, действует механизм взаимного контроля. Эксперт не знает заранее, документы какой школы ему придется проверять. Приходя на работу, человек вытаскивает номер, под которым закодирована одна школа. Пока он изучает документ, к нему никто имеет права подойти.
Эксперт не может выйти из аудитории, если не закончил проверку какой-то работы (по нормативам на проверку одной школы отводится три часа). В течение экспертизы два представителя конкурсной комиссии наблюдают за тем, чтобы эти правила соблюдались.
Документы оцениваются по баллам. Одну и ту же работу изучают три эксперта. Ни один из них не знает, кто до него проверял документы, и какие оценки были поставлены. Естественно, исключена возможность, что один эксперт дважды или трижды проверит одну работу. Информация в виде баллов после экспертизы сразу же заносится в компьютер. И она не известна никому, кроме членов конкурсной комиссии, которые ее вводят в специальную программу.
И хотя первоначально школы закодированы, знакомясь с документами, эксперты узнают реальные координаты школы. "Чисто теоретически сговор экспертов поставить какой-нибудь школе высокие оценки возможен, но на практике это осуществить почти не реально, - отмечает Наталья Калашникова. - Сами посудите. Какому-то эксперту нужно до проверки договориться с остальными 39-тью! И учтите, что эксперты не знают, когда какую школу будут проверять. Тем более каждый эксперт работает по своему графику, который известен только комиссии. Кроме того, в этом году к экспертизе было привлечено 15 педагогов из сельских школ, которые в 2006 году выиграли миллион. Они работали четыре дня и уехали. С ними связаться другим экспертам не так-то просто".
Главный абсурд обвинения читателя ИА "Амител", по мнению Натальи Калашниковой, заключается в то, что АКИПКРО совсем не выгодно подтасовывать результаты экспертиз. "Если школа достойная, то она в любом случае получит свои деньги. Если же школа недостойная и окажется, что она стала победительницей, то за это попадет на орехи прежде всего АКИПКРО", - сетует председатель конкурсной комиссии.
Каждая школа по истечении года готовит отчеты о том, как были потрачены деньги и достигла ли школа уровня развития, к которому стремилась. "Если деньги идут не по назначению, то школы проверяют правоохранительные органы. Скажу, что еще отчитались не все образовательные учреждения. Они у нас под особым контролем, в каждую из школ мы будем выезжать с комиссией. Так вот зачем же нам продвигать школы, за которые мы будем наказаны? Это смешно", - резюмировала проректор по научно-методической работе института Наталья Калашникова.