Первый таран над Cталинградом совершил житель Алтайского края Александр Попов
Первый таран над Cталинградом совершил житель Алтайского края, старший сержант Александр Попов. Об этом сегодня сообщает газета "Алтайская правда".
На Алтае о нем до сих пор ничего не писали. Не знали, что он родился в Павловском районе, а уже потом переехал в Новосибирскую область, где и жил до самой кончины. Его не стало два года назад. Наш долг - вспомнить и рассказать о нем. За время Великой Отечественной войны воздушные тараны совершили три уроженца Алтайского края. Александр Романович был первым.
О наших летчиках-таранщиках почему-то не сказано в сборниках биографий "Боевая слава Алтая". Восполним этот пробел: Иван Березуцкий (уроженец села Селиверстово Волчихинского района) и Иосиф Самохвалов (из Южаково Троицкого района) совершили тараны в 1943 году, за что были награждены орденами Ленина, позже стали Героями Советского Союза.
Александр Попов родился 27 сентября 1922 года в селе Стуково Павловского района. Отсюда в малолетстве он с родителями переехал в Маслянинский район Новосибирской области, где окончил семь классов и снова вернулся на Алтай. В Барнауле поступил в педучилище и, как тысячи других подростков того предгрозового времени, увлекся авиацией. Желание летать привело Сашу в Барнаульский аэроклуб.
Только начал работать в 1940-м учителем, как призвали в армию.
Потом он вспоминал:
- Загоревал я - думаю, не складывается моя учительская судьба. Но вскоре успокоился, кажется, сбывается другая мечта - стать летчиком. Направили меня в 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, весной сорок первого года мы закончили ее по ускоренной программе. А когда пришла война, нам присвоили звания сержантов и зачислили в 629-й истребительный полк 102-й дивизии, позднее он стал 23-м гвардейским.
К концу 1941 года полк приступил к выполнению основной боевой задачи - защите Сталинграда от налетов. После ожесточенных боев немецкие части вышли к Дону. Попов открыл личный счет сбитых вражеских самолетов и был полон стремления как можно быстрее увеличить его, но случилось непредвиденное.
- Выполнив очередное задание, наше звено истребителей И-16 вернулось на свой аэродром, - рассказывал летчик. - Не успели поставить машины, как в небе вспыхнула красная ракета. Вылет! От командира эскадрильи мы узнали, что над станцией Клетская появился немецкий воздушный разведчик "Дорнье". Зенитных пушек там не было, и немец безнаказанно кружил над нашей переправой. Мне и сержанту Завалихину было приказано разыскать и сбить врага. Мы взлетели и взяли направление на станцию. Вскоре мой напарник ушел на поиск в сторону, а я остался один. Всмотревшись, заметил над Доном самолет. Как оказалось, это был "Дорнье", за которым мы охотились.
Вражеский летчик тоже заметил меня и стал маневрировать, ведя по моему истребителю огонь. Нажимаю на гашетку пулемета в ответ. Как мне казалось, пули достигли цели. "Дорнье" пошел к земле. Но это был очередной маневр врага. На высоте бреющего полета пилот выровнял машину и вновь стал набирать высоту.
Я израсходовал весь боезапас. Как быть? Решение созрело сразу - таранить. Самолеты летели на малой высоте, и, выбрав удобный момент, я ударил врага снизу. Почувствовал, как вздрогнула моя машина. Увидеть, как взорвался на земле немецкий разведчик, мне не довелось. Я приземлился не очень удачно, повредил ногу.
Только на вторые сутки Александр Попов добрался до своего полка. Командир части, увидев его, растерялся, ведь его считали погибшим.
Вскоре, 9 августа 1942 года, в воздушном бою он был тяжело ранен. После госпиталя с армией Александру пришлось расстаться. В мае 1943-го он ушел в отставку по инвалидности, а в конце года ему был вручен орден Ленина - за таран.
Подвиг нашего земляка под Сталинградом увековечен. На месте, где был сбит немецкий самолет, в год 40-летия Победы установлен пилон. На нем надпись: "Здесь 23 июня 1942 года летчиком 629-го истребительного авиаполка ПВО старшим сержантом Поповым Александром Романовичем был совершен первый в Сталинградской битве воздушный таран".
Александр Романович вернулся в Маслянинский район, где устроился работать коллектором геолого-разведочного отряда Егорьевского прииска. Только это оказалось ему не по душе. "Скучная работа, - говорил он. - Жди, когда откроется золотая жила или появятся россыпи благородного металла. Может, и вовсе ничего не дождешься". Ему хотелось настоящего, большого дела. Так пришел он в сельское хозяйство. Вскоре стал директором совхоза. А тут подоспело время освоения целинных и залежных земель. И в первый же год земля благодарно отозвалась на труд, дала по 18 центнеров с гектара - неслыханный урожай по сибирским меркам! Разве такое не назовешь подвигом. В 1957 году Александру Романовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Он еще долго трудился, а потом с почетом ушел на пенсию. Был заместителем председателя Новосибирской областной организации ветеранов войны и труда, защищал интересы ветеранов и работал с молодежью.
Справка АП:
Прием воздушного боя - таранный удар - "родился" в России. Еще в 1914 году штабс-капитан Петр Нестеров пошел на столкновение и сбил самолет неприятеля. В 30-е годы уже советские летчики неоднократно использовали таран. Так, в Испании лейтенант Е.Степанов в ночь на 25 октября 1937 года уничтожил бомбардировщик "Савойя-Маркетти-81". Есть все основания считать, что это был первый в мире ночной воздушный таран. В 1938 году подобным образом расправились с фашистскими самолетами авиаторы-добровольцы Н.Жердев, С.Луковников, С.Максименков.
Примерно в это же время в Китае наши летчики В.Шарай и А.Губенко таранили японские бомбардировщики, благополучно посадив затем свои поврежденные машины. В июле-августе 1939 года в небе над Монголией совершили воздушные тараны старший лейтенант В.Скобарихин, капитан В.Кустов, лейтенант А.Мошин и старший лейтенант В.Рахов. В годы Великой Отечественной не предусмотренный ни одним уставом, кроме "устава" любви к Родине, этот метод сразу же был взят на вооружение. Тараны совершил 561 ле тчик-истребитель (из них 33 сделали это дважды, Герой Советского Союза лейтенант А.Хлобыстов - трижды, Герой Советского Союза лейтенант Б.Ковзан - четырежды), 19 экипажей штурмовиков и 18 - бомбардировщиков. 233 храбреца благополучно посадили свои поврежденные машины, 176 спаслись, воспользовавшись парашютом, 216 погибли и 11 пропали без вести. Противник при этом потерял 272 бомбардировщика, 313 истребителей, 48 разведчиков и 3 транспортных самолета.