Стенограмма с пресс-конференции Владимира Путина (часть 5)

На официальном сайте Президента РФ опубликован полный текст стенограммы пресс-конференции, которая проходила сегодня в Кремле. Как уже сообщалось, глава государства Владимир Путин общался с представителями российских и иностранных СМИ 3 часа 32 минуты.

В.ПУТИН: Зрелость политической борьбы зависит от зрелости субъектов этой борьбы. Я разницу вижу. Но чего греха таить, всем хорошо известно, что я принял самое прямое участие в создании "Единой России", помог этой политической партии встать на ноги, помог ее созданию и помог формированию. Более того, я вначале нашей встречи говорил о тех результатах, которых страна в прошлом году достигла. И если вы обратили внимание, очень часто повторял: "впервые", "рекордные цифры" и так далее. И это так, это реальные факты.

Я не собираюсь кого-то нахваливать. Но если бы не было взаимопонимания по ключевым вопросам развития между "Единой Россией" и Правительством, таких результатов бы не было. Значение и роль "Единой России" в поступательном движении и развитии России за последние годы значительны, как бы мы ни поругивали депутатский корпус. Между тем я приветствую и появление другой политической силы. Разницу между ними я вижу в том, что "Единая Россия" - это все-таки такой более правый и либеральный центр, во всяком случае, с точки зрения проведения экономической политики, хотя и там много очень социал-демократических тенденций, и я это очень хорошо почувствовал в работе над различными законопроектами. Но "Справедливая Россия" - это, конечно, партия, которая во всех своих проявлениях напоминает такое социалистическое, социал-демократическое направление. В полной мере это пока еще, может быть, не ощущается и не видно, так же, как в полной мере не видно и праволиберального направления деятельности в "Единой России". Нужно время.

В целом я эту борьбу считаю правильной, принципиальной, чем острее она будет, тем лучше. Но, конечно, я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к различным компроматам, к оскорблениям и так далее. Очень надеюсь, что мы сможем этого избежать в ходе парламентской кампании 2007 года.

И.КУНГУРОВ (ГТРК "Чита"): Владимир Владимирович, я хочу вернуться к теме укрупнения регионов. 11 марта в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе пройдет референдум по вопросу объединения этих двух субъектов Федерации в единый Забайкальский край. В связи с этим вопрос.

Как Вы думаете, продолжится ли процесс укрупнения регионов? Какие экономические, политические плюсы от этого процесса Вы видите в ближайшем будущем, в частности, в развитии региона Забайкалья, Дальнего Востока? Оправданно ли слияние дотационных субъектов Федерации с самодостаточными?

В.ПУТИН: Я отвечу коротко, потому что уже отвечал на этот вопрос. Считаю, что это обоснованно там, где целесообразно с социально-экономической точки зрения.

Ясно, что бюджетная обеспеченность дотационных регионов повышается, но это не означает прямые потери для регионов-доноров либо регионов с лучшими экономическими показателями, потому что, как правило, и вот эти самодостаточные регионы получают дополнительный выигрыш, прежде всего, может быть, касающийся допуска к инфраструктуре, допуска к полезным ископаемым, к возможности совместной реализации крупных инвестиционных проектов. Это дает возможность федеральному центру эффективнее вкладывать деньги в поддержку региона, в поддержку развития инфраструктуры.

Все это обоснованно, но хочу еще раз повторить: только в том случае, если граждане России, проживающие на этой территории, согласны.

__________ (КНР, Агентство Синьхуа): Добрый день, господин Президент!

В прошлом году Вы открыли Год России в Китае. Что он дал нашим странам, как российская сторона намерена организовать Год Китая в текущем году?

У меня еще другой вопрос. Год Китая откроет в Москве Председатель КНР Ху Цзиньтао. Наши страны - стратегические партнеры. Какими Вам видятся новые направления взаимодействия Китая и России?

Спасибо большое.

В.ПУТИН: Я думаю, что такие крупномасштабные мероприятия, которые мы провели, "Год России в Китайской Народной Республике", и теперь "Год Китая в России" - не могут не идти на пользу, потому что это - прямые контакты между нашими гражданами. Это возможность познакомиться с перспективами развития науки, образования, культуры, возможность прямых контактов между бизнесменами наших стран.

У нас очень неплохо развиваются отношения в политической сфере, даже это слишком слабо сказано - очень неплохо, хорошо развиваются отношения. У нас есть взаимная тяга в сфере экономики. Мы взаимодополняем друг друга в очень многих отраслях производства. И такое сотрудничество должно и может быть продолжено в будущем.

Сближение людей в ходе таких масштабных мероприятий безусловно создает необходимую базу морального характера, повышает доверие между гражданами, устраняет ненужные, возникающие порой и на бытовом уровне барьеры. А интерес у российских граждан к Китаю, к его великой культуре, всегда был очень высоким. Я нисколько не сомневаюсь, что наши китайские друзья могут самым наилучшим образом организовать Год Китая в России. Ну а наше ведомство - Министерство культуры, регионы Российской Федерации сделают все для того, чтобы обеспечить самые лучшие условия для проведения этого года.

Что касается новых направлений, то это прежде всего инвестиционная деятельность и сфера высоких технологий в самых различных областях: и в гражданской сфере, и в сфере военно-технического сотрудничества.

О.ИВАНОВА (ГУ ТРК "Ника-Проект"): Тот вопрос, который я хотела бы Вам задать, он, наверное, интересует меня в первую очередь даже не как журналиста, а как маму. У меня есть дочка, ее зовут Настя, ей пять лет, и, разумеется, мне небезразлично то, в какой стране она будет жить.

На прошлой неделе Первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил о том, что материнский капитал будет выплачиваться до 2050 года. Какие есть гарантии того, что существующие сейчас законы, в частности о материнском капитале, о поддержке женщин, которые имеют детей, будут исполняться хотя бы в течение 15-20 лет и не будут упразднены после того, как сменится руководство страны?

Спасибо.

В.ПУТИН: Я хочу вернуться к тому, о чем уже говорил. Какие могут быть гарантии? Нужно, чтобы была сформирована ответственная власть в стране после 2007 и 2008 годов, чтобы мы могли констатировать, что эта власть в основных элементах проводимой в последние годы политики будет придерживаться тех направлений, тех тенденций, которые выработаны действующим руководством страны. И это в полном объеме касается социальной сферы, в том числе материнского капитала и вообще всего комплекса мер, направленных на решение демографической проблемы. Будущее Правительство Российской Федерации, Председатель Правительства, Президент, депутаты Государственной Думы в ходе избирательной кампании должны будут ясно и четко заявить, как они намерены исполнять принятые сегодня и вчера решения. А граждане страны, избиратели, должны слышать это и помнить, знать об этом, помнить об этом, когда они пойдут к избирательным урнам. Другой рекомендации быть не может.

А что касается всего комплекса – речь ведь идет не только о материнском капитале, там целый комплекс мер, направленных на поддержку женщин, которые приняли решение завести ребенка, и второго ребенка, третьего и так далее. Речь ведь идет не только о материнском капитале, речь идет о пособиях по беременности и родам, которые мы значительно подняли: для ухода за детьми до полутора лет - до 3 тысяч, либо до 40 процентов от заработной платы, но не более 6 тысяч. Речь идет о деньгах, которые выплачиваются женщине при постановке ее на учет в ранних стадиях беременности. Сделали это не случайно, сделали это для того, чтобы стимулировать женщин к тому, чтобы они обращались к врачу как можно быстрее, с тем, чтобы медицинский персонал помог женщине принять правильное решение оставить ребенка, родить здорового ребенка и сохранить свое собственное здоровье. Мы увеличили родовые сертификаты, как вы знаете, на то, чтобы там появились дополнительные лекарственные средства, витамины, нужные для сохранения здоровья женщины и ребенка. Мы приняли решение о том, что 20 процентов будет компенсация семье, у которой родился первый ребенок, 50 процентов - если есть второй ребенок, 70 процентов - если есть третий и последующие дети, на использование дошкольных учреждений - детских садов и яслей. Приняты и другие решения в этой сфере. Кстати, хочу обратить ваше внимание и воспользуюсь Вашим вопросом для того, чтобы сказать, что если все, что касается материнского капитала, начинает действовать с 1 января текущего года, то все льготы, о которых я сказал, все социальные выплаты, о которых я упомянул, они распространяются и на прошлый год, но должны выплачиваться уже с 1 января. То есть если у женщины, скажем, или в семье есть ребенок, второй ребенок или третий ребенок, но ему не исполнилось еще полутора лет, она уже должна получать деньги по новой системе, больше, чем по прежней системе. И с 1 января, как мне доложил министр здравоохранения, выплаты начались.

А.ГРОМОВ: Коллеги, завершается время, отведенные федеральными телеканалами на прямую трансляцию пресс-конференции. Я хочу их поблагодарить. И продолжим, видимо, работу. Собственно, всегда эфир начинался с Вас и давайте мы завершим, газета "Ваши 6 соток".

А.ТУМАНОВ ("Ваши 6 соток"): Владимир Владимирович, я Вам, надеюсь, не надоел за эти годы практически одним и тем же вопросом по поводу дачников, садоводов и прочих мелких землевладельцев? Все равно я не отстану, как мне сказали коллеги.

Благодаря, наверное, в том числе и нашим пресс-конференциям, все-таки был принят закон, который окрестили "дачной амнистией". Но дело в том, что закон-то принят, до мест он дошел, но он фактически ничего не изменил. Практически ничего. Как было, так и осталось. У меня много поручений к Вам было. Вот сможем мы "додавить" этот закон, чтобы хотя бы до 2008 года он начал реализоваться все-таки? Спасибо.

В.ПУТИН: Я знаю проблемы, связанные с исполнением и правоприменением. Надеюсь, что он будет исполнен. А там, где он не будет исполняться, все будем делать для того, чтобы довести дело до конца. Собственно говоря, у Вас не вопрос, а пожелание, чтобы закон исполнялся. Он рождался не просто, в муках рождался в Государственной Думе. Но, несмотря на все проблемы при подготовке, все-таки был принят. Очень рассчитываю на то, что он будет работать. Я сейчас не буду его целиком пересказывать, Вы и сами о нем хорошо знаете, но вот все процедуры, связанные с упрощением и так далее, - я знаю о том, какие возникают бюрократические проблемы. Будем добиваться, чтобы он был исполнен.

И.СОЛОВЕЙ: (Украинское национальное информационное агентство Укринформ): Спасибо Вам, во-первых, за хорошие слова, которые Вы сказали в отношении Украины. И даже после этого не хочется задавать вопросов по газу.

Хотелось бы просто немножко уточнить по этому вопросу. Как Россия относится и сохраняется ли интерес у Российской Федерации к созданию газотранспортного консорциума?

И основной вопрос - по миграции. Граждане Российской Федерации имеют право находиться на территории Украины без регистрации в миграционных органах до 90 суток. Сохранится ли такая же привилегия для украинских граждан в Российской Федерации в связи с введением новых миграционных правил в России?

Спасибо.

В.ПУТИН: Начнем с миграции.

Мы приняли соответствующие изменения в законодательстве, и они должны быть, конечно, универсальными. Я не помню, как это должно отразиться на тех гражданах Украины, которые к нам приезжают, работают здесь, посещают родственников. Конечно, нужно, чтобы они были универсальными, и мы будем стараться, чтобы они не ухудшали положение людей.

И вообще все, что принято в последнее время в сфере миграционного законодательства, направлено, конечно, в первую очередь, на обеспечение законных интересов граждан России на рынке труда, но и на обеспечение иммигрантов, на то, что они в полной мере могли воспользоваться правами, которые предоставляет им российское законодательство для защиты своих интересов, если они здесь работают. И только таким образом мы можем, на мой взгляд, уйти от негативных явлений, связанных с миграционными потоками в России.

Но что касается газотранспортного консорциума, то мы не против, если украинская сторона вернется к этой теме. Мы знаем, что эксперты Правительства и президентских структур работают сейчас над этим и ищут наиболее оптимальный для наших украинских партнеров подход к реализации этой идеи. Не хочу вас интриговать, но предложение у наших украинских друзей, как это часто бывает, носит революционный характер. Мы должны подумать, но интерес есть. Я бы хотел в ближайшее время встретиться с Виктором Андреевичем Ющенко, и, может быть, с Председателем Правительства Украины, обсудить их предложения, которые прорабатываются сейчас и на экспертном уровне в России. Речь идет об объединении активов. И наши украинские партнеры хотели бы не только создать газотранспортный консорциум, но хотели бы иметь возможность войти в добычные активы на территории Российской Федерации. Мы этого как правило не делаем. Но если мы пошли на это в выстраивании отношений в нашими европейскими партнерами, - скажем, с немецкой компанией "BASF", сейчас, думаю, до конца дорешаем с "Ионом", мы в принципе договорились об этом с итальянской компанией "ЭНИ" - почему же нам с украинцами этого не сделать? Надо только понять, в каком объеме, куда претендуют на вход наши украинские партнеры, в какие добычные активы, что наши компании получат. Но это дело и этот вопрос должен быть решен на корпоративном, экспертном уровне. С точки зрения государства никаких препятствий к реализации подобных идей не будет.

Т.БОРОЗДЕНКОВА (ИА "Псковская лента новостей"): Владимир Владимирович, к сожалению, не секрет, что в ряде регионов России, в том числе и в моем регионе, Псковской области, существует проблема алкоголизма. Как следствие - распространение суррогатного алкоголя, высокая заболеваемость населения.

Скажите, пожалуйста, Правительство предполагает какие-то шаги по тому, чтобы стабилизировать ситуацию в текущем году?

В.ПУТИН: Вы же знаете, принят соответствующий закон об обороте алкогольной продукции. Все мы видели особое внимание средств массовой информации, в том числе электронных средств массовой информации, к проблеме отравления недоброкачественным алкоголем. Такая проблема реально существует в стране.

Вместе с тем статистика, которую я получил в конце прошлого года, говорит о том, что количество отравлений, как это ни странно прозвучит, все-таки в прошлом году снизилось на 7 тысяч. Сейчас многие говорят - не многие, но во всяком случае, такая позиция звучит, - о государственной монополии. Вопрос ведь не в монополии, вопрос в недоброкачественной продукции. Здесь разные могут быть подходы: кто-то предлагает уравнять спиртосодержащие жидкости по налогам с пищевым алкоголем, а кто-то сомневается, полагая, что это приведет к неоправданному росту цен на товары первой необходимости. Но надо подумать, что для нас важнее: товары первой необходимости либо здоровье нации. Я не подталкиваю Правительство ни к одному из этих решений, но считаю, что сегодня надо добиться исполнения принятых решений и нужно активнее использовать те формы государственного регулирования, которые заложены в этот закон.

__________("Би-Би-Си"): Господин Президент, мы бы хотели узнать Ваше мнение по поводу предложений иранского лидера о создании газового консорциума или какой-то организации, похожей на ОПЕК. Вы скоро собираетесь в Катар и Саудовскую Аравию, государства, которые тоже имеют очень богатые запасы газа. Речь идет об энергетическом сотрудничестве между Россией и этими государствами.

Спасибо.

В.ПУТИН: Газовый ОПЕК - идея интересная, мы подумаем. Но на первом этапе мы согласны с иранскими специалистами, с иранскими партнерами, с некоторыми другими странами, которые в больших количествах добывают и поставляют углеводороды на мировые рынки, прежде всего газ, мы уже стараемся координировать свои действия на рынках третьих стран. И намерены делать это и в будущем.

Мы не собираемся создавать какого-то картеля, но координировать, я думаю, нашу деятельность было бы правильно, имея в виду решение главной задачи: безусловное и надежное обеспечение основных потребителей энергоресурсами.

С.НИИНИВААРА: ("Хельсингин Саномат", Финляндия): Сейчас в Финляндии говорят достаточно много о возможности вступлении Финляндии в НАТО. Скажите, пожалуйста, как могло бы членство Финляндии в НАТО повлиять на отношения России и Финляндии?

Спасибо.

В.ПУТИН: В различных политических, общественных кругах Финляндии время от времени постоянно возникает этот вопрос. Вы знаете наше отношение к расширению военно-политических блоков вообще и Северо-Атлантического блока - в частности. Мы не думаем, что это будет способствовать укреплению безопасности в мире.

Финляндия - полноценный член западного сообщества, член ЕС. Приближение военной инфраструктуры за счет финской территории к российской границе не будет способствовать улучшению атмосферы в отношениях между нашими странами. Но самое-то главное заключается в том, что современные угрозы сосредоточены главным образом в сфере борьбы с терроризмом, с распространением наркотиков, с торговлей людьми, с организованной преступностью, с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки. Вот эти проблемы мы можем решить только совместно и на внеблоковой основе. Насколько мне известно, руководство Финляндии с этим согласно. Но а окончательный выбор, конечно, за финским народом и за финским руководством.

И.МЕРЖОЕВ (Ингушетия): Владимир Владимирович, 2006 год действительно был очень удачным для всей России, как Вы сказали, в том числе и для многих регионов Ингушетии. Ингушетию в последнее время характеризуют как политически стабильную и динамично развивающуюся территорию. Но имея в виду, что это - самый молодой субъект в Российской Федерации, скажите, будут ли предприняты меры по выравниваю бюджетной обеспеченности регионов? Спасибо.

В.ПУТИН: Такие меры уже предпринимаются, и Вы наверняка знаете об этом. Я не помню в абсолютных величинах, но примерно 23 процента всей помощи, которая направляется из федерального центра в регионы, приходятся на Южный федеральный округ и, прежде всего, конечно, на республики Северного Кавказа. Значительная помощь оказывается и Ингушетии. И здесь несколько направлений деятельности. Это прямая поддержка из федерального бюджета, это деятельность в рамках Инвестиционного фонда, которая будет главным образом направлена на развитие инфраструктуры. И я очень рассчитываю на то, что все эти направления деятельности, в том числе и осуществление национальных проектов, а здесь мы должны действовать совместно с субъектами Российской Федерации, все это приведет к изменению, кардинальному изменению ситуации в Ингушетии и на всем Северном Кавказе. Главная задача, как мы с вами знаем хорошо, это создание новых рабочих мест.

Но покушение на муфтия в Ингушетии - я внимательно смотрю за тем, что там происходит, - лишний раз говорит о том, что проблемы борьбы с терроризмом и с преступностью еще далеко у нас в стране не решены. И лишний раз подчеркивает, что люди, которые совершают такие преступления, не имеют ни совести, ни чести, ни вероисповедания. Будем продолжать самым активным образом пресекать деятельность подобных преступных группировок.

Т.СЕДЫХ ("Сити-ФМ"): Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, после окончания президентского срока намерены ли Вы остаться в Москве или все-таки предпочтете Санкт-Петербург?

В.ПУТИН: А Вы откуда?

Т.СЕДЫХ: Москва.

В.ПУТИН: Москва - хороший город, мне нравится.

А.БЕЛКИН: Андрей Белкин, "Областная телерадиовещательная сеть", город Новосибирск.

Владимир Владимирович, у меня вопрос, связанный с законодательством. Притом я думаю, что не только в нашем регионе, но и в других есть проблема вдов и детей, погибших в локальных войнах.

Сегодня законодательство изменено и трактуется так, что, допустим, какое-то льготное обеспечение может получить только та семья, в которой дети моложе 18 лет, потому что там приравнены одиноко проживающие. Когда ребенку исполняется 18 лет, у него автоматически забирают все льготы, неважно, двое в семье детей, трое, но семья, по сути, обречена.

У меня вопрос, будет ли государственная поддержка именно вдовам и детям погибших в локальных войнах?

В.ПУТИН: Поддержка оказывается. Когда Вы говорите о тех, кто достигает возраста 18 лет, это по действующему законодательству уже взрослые люди, и законодатель исходил из этого соображения. Насколько мне известно, информация, которой я располагаю, очень близка к истине, и Министерство обороны, и Федеральная служба безопасности, и Министерство внутренних дел очень внимательно относятся к семьям своих погибших сотрудников. Я сам за этим стараюсь следить. Допускаю, конечно, наверное, бывают и случаи неадекватного реагирования на конкретную ситуацию в той или другой семье.

Что касается поправок в законодательство, то я лично готов поддержать любые поправки, которые будут направлены на обеспечение интересов семей погибших наших военнослужащих. Любые поправки. Нужно только, чтобы законодатель и соответствующие ведомства вышли с обоснованными предложениями. Вообще должен сказать, что мы, конечно, в долгу перед этими людьми, в долгу перед их семьями, потому что в самый сложный период становления новой российской государственности они своим телом закрыли Россию и помогли ей выстоять в самый трудный период времени становления страны. И наш просто священный долг, не хочу бояться высоких слов, сделать все для того, чтобы поддержать семьи погибших и помочь тем людям, которые получили ранения либо увечья.

О.ТАРАСЕВИЧ (Еженедельник "Обозреватель", г.Минск): Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, как спасти Союзное государство?

В.ПУТИН: Зачем его спасать? Нужно просто работать спокойно, без эмоций над решением тех вопросов и тех проблем, которые могут быть решены в ходе доброжелательного и конструктивного диалога. У нас постоянно меняется понимание того, что мы могли бы считать Союзным государством. Вы и сами наверняка об этом хорошо знаете. Мы неоднократно слышали от белорусского руководства, что белорусской стороне импонировало бы объединение по советскому образцу. Но если это так, то давайте по-честному скажем, что такое по советскому образцу. Советский Союз был суперцентрализованной страной. Там на бумаге были какие-то права у союзных республик и автономных, реально ничего же в жизни этого не было. Это было централизованное унитарное государство. Поэтому когда мы это услышали, мы и сказали: "Ну, что ж, давайте тогда интегрируемся в Российскую Федерацию". Но сразу же после этого мы услышали другую позицию, что нужно защищать суверенитет. Мы и с этим согласны, мы готовы идти по этому пути, когда субъекты будущего Союзного государства будут обладать полным либо неполным суверенитетом.

Вот возьмите Евросоюз, я тогда предложил: "Давайте по пути Евросоюза". - "Этого недостаточно, нужно, чтобы объединение было более глубоким". Нам нужно найти, какая форма устроила бы и нас, и наших белорусских друзей и коллег. Что греха таить, это этнически, исторически почти один и тот же народ и, конечно, при самобытности белорусского народа, при самобытности его культуры и так далее, очень много общих элементов, согласимся с этим.

Но если сегодня ситуация такая, что и белорусское руководство, и подавляющее большинство населения дорожит суверенитетом, давайте будем искать такие формы. Но ведь при любой форме объединения, возьмите даже такую достаточно либеральную форму, как в Евросоюзе, все равно создаются какие-то наднациональные органы, все равно происходит передача частично суверенитета в эти наднациональные структуры. Нужно найти оптимальный вариант взаимодействия и движения по этому пути. Мы за обсуждение любых - приемлемых, повторяю, - вариантов создания Союзного государства, приемлемых для белорусской стороны. Важно только, чтобы это не привело к какому-то хаосу внутри наших стран.

Я, знаете, вспоминаю просто период противостояния между союзным парламентом в конце 80-х годов или в начале 90-го года, и российским парламентом. Хаос такой в политической жизни, он не нужен ни нам, ни нашим белорусским друзьям. Это требует внимательного, очень ответственного серьезного подхода.

Или, например, общая валюта. Очень важный фактор единения, во всяком случае, в экономической сфере. Если что-то вызывает озабоченность, не будем спешить, давайте подумаем. Но мы бы двигались в этом направлении, мы - за.

C.ДВОРЯНИНОВА: (Интернет-издание "Nuclear.RU"): Недавно Вам и президенту Бушу был представлен доклад межведомственной рабочей группы высокого уровня (Бодман - Кириенко) по вопросам сотрудничества в области ядерной безопасности. Как Вы оцениваете итоги реализации этого сотрудничества со времени, может быть, братиславской встречи и далее? И какие наиболее значимые мероприятия Вы могли бы назвать на ближайшую перспективу, которые планируются в этой области сотрудничества?

В.ПУТИН: Одна из главных озабоченностей, которая звучит и с нашей стороны, и от наших американских партнеров, лежит в сфере нераспространения оружия массового уничтожения прежде всего. И мы находимся в достаточно сложной ситуации, при которой многие страны мира хотят, намерены и планируют развитие ядерной энергетики. Здесь существует очень тонкая грань между развитием ядерной энергетики и проблемами нераспространения, потому что трудно очень проконтролировать уровень обогащения урана до боевого топлива, до боевого состояния. И поэтому практически мы параллельно выступили с одной и той же инициативой, она немножко по-разному оформлена, но смысл-то в принципе один и тот же - это создание сети международных центров по обогащению с равным демократическим доступом всех стран, которые хотят развивать ядерную энергетику, при том, что эти ядерные центры по обогащению возьмут на себя, видимо, и обязанность утилизации отработавшего топлива, ядерных отходов.

Мы двигаемся по этому направлению, и не только с Соединенными Штатами. Как известно, у нас состоялись соответствующие договоренности с Казахстаном. Президент Казахстана очень положительно отреагировал на нашу инициативу. Мы создаем совместные предприятия по этому направлению. И приглашаем к этой работе все заинтересованные страны.

Н.МЕЛИКОВА ("Независимая газета"): Добрый день. Владимир Владимирович, Вас много сегодня спрашивали о партиях. И мне хотелось бы еще один Вам такой вопрос задать. Вы назвали борьбу между "Справедливой" и "Единой Россией" правильной. А считаете ли Вы целесообразным, чтобы эти партии на президентских выборах выдвинули кандидатами в Президенты членов своих партий или людей, представляющих эти партии?

Еще у меня один вопрос, скорее, уточнение. Встречаясь с нами в Шанхае, Вы сказали или, может быть, пошутили, что создадите оппозиционную партию и, может быть, ее возглавите. Если это не шутка или, наоборот, если это шутка, то кем Вы видите себя после 2008 года?

В.ПУТИН: Вы меня затюкали просто, - кем я себя вижу? Человеком я себя вижу, прежде всего.

Что касается возможности выдвижения политическими партиями кандидатов на должность Президента, то такая возможность законодательством предусмотрена. Ничего здесь не вижу необычного. Может быть и самовыдвижение, может быть кандидат от партий, представленных в парламенте, не представленных в парламенте. Там просто разная процедура доведения этого кандидата до самой предвыборной кампании по существу. Но все возможно. Если это произойдет - что же, значит, предвыборная кампания будет развиваться по этому сценарию. Если они договорятся до чего-то другого, как-то объединят свои усилия, то это тоже возможный вариант. Может быть, и неплохо. Все будет зависеть от них.

ЦИОЛИАС АФАНАСИОС ("Мега-Чэнел", Греция): Владимир Владимирович, Вы не упомянули наш маленький трубопровод из Бургаса в Александропулис. Вы знаете, пятнадцать лет мы слышим про этот провод. Хотели бы услышать Ваше мнение, будет наконец-то он построен (нам обещали, что до конца декабря будет соглашение, сейчас говорят, в феврале будет протокол)? Или постоянно кто-то будет мешать? И кто мешает? Вы знаете, кто-то говорит, даже нас предупреждают, что не надо строить: у нас будут постоянные трения с Россией, как с Украиной и Белоруссией.

И одно уточнение, связанное со строительством нефтепровода. Я понял, что Вы до конца Вашего срока не собираетесь уходить, но... (Оживление в зале) Нет, вы поймете, вы поймете. Но я прочитал такое резкое мнение, что Вы сидите на чемоданах и собираетесь убежать. Это мнение, по-моему, шахматиста Каспарова. Так ли? Будет ли этот нефтепровод построен при Вашем присутствии в России или нет?

В.ПУТИН: Я занимался в свое время борьбой дзюдо, а не легкой атлетикой, бежать никуда не собираюсь. (С м е х.)

Что касается нефтепровода Бургас-Александропулис, я действительно о нем ничего не сказал, потому что его нет. Есть только разговоры вокруг этого проекта. Мы поддерживаем этот проект. И мы считаем, что для потребителей наших углеводородов в Европе это важный и один из приоритетных проектов - именно для потребителей в Европе. Мы все-таки должны уходить от какого-то монополизма на транзит, но если наши греческие и болгарские партнеры не смогут решить тот комплекс проблем, которые находятся на их стороне, то мы вынуждены просто будем увеличивать транзитные возможности через территории других стран.

Почему мне кажется, что в этом нефтепроводе заинтересована не только Россия, Болгария и Греция? Потому что мы и наши партнеры в регионе Каспийского моря - поставщики, а основные потребители находятся в Западной Европе. А Болгария и Греция - члены Евросоюза. И поэтому Евросоюз, на мой взгляд, должен быть кровно заинтересован в реализации этого проекта. Вместо этого мы видим там непрекращающуюся возню. Вы уж на меня, ради бога, не сердитесь и извините, но это - какая-то возня, которая не соответствует национальным интересам и интересам национальных экономик ни Болгарии, ни Греции. Если этот трубопровод будет построен по территории другой страны, то он уже не будет построен никогда, поскольку объем нефти, который предполагается для этого маршрута, не будет пополнен пока ничем. Это будет на годы тогда. Болгария и Греция утратят такую возможность - стать транзитной страной углеводородов из России, из региона Каспийского моря в Европу. На мой взгляд, это настолько очевидно, что нужно как можно быстрее прийти к приемлемым соглашениям. Мы эти предложения сформулировали. У меня такое впечатление, что работа не только в Греции, но, слава богу, и в Болгарии, заканчивается. Надеюсь, что это произойдет в ближайшее время.

В.КУЗЬМИН ("Российская газета"): Владимир Владимирович, хотелось бы вернуться к отдельным планам наших международных партнеров. США выступили с предложением построить в Польше и в Чехии системы ПРО и РЛС, и вроде бы Украина рассматривается в качестве такого плацдарма. Вы всегда выступали за рациональное и разумное распределение развития вооружений в мире. Судя по ответу на вопрос финской коллеги, эту инициативу США Вы тоже не считаете, наверное, разумной и рациональной. Не думаете ли Вы, что эта некая ответная реакция, ответный ход на восстановление нашей собственной военной мощи, чего и мы не скрываем, и признают в остальном мире. И на наши действия на международном рынке вооружений, чем тоже не очень довольны в США, были прецеденты, даже накладывали санкции на наши компании? Спасибо.

В.ПУТИН: Санкции продолжают накладывать: все накладывают и накладывают. И мы считаем, что это проявление недобросовестной конкуренции. Да, действительно мы сейчас заняли очень серьезную нишу на рынке вооружений и намерены наращивать свои усилия по этому направлению. Это нормальная конкурентная борьба на мировых рынках. Чего здесь необычного? Планы Соединенных Штатов по развертыванию системы противоракетной обороны никак не связаны с ростом военной мощи Российской Федерации, потому что они были анонсированы еще задолго до того, как мы начали эту мощь демонстрировать. И вообще должен сказать (я же приводил эти цифры, по-моему, в Послании), у нас расходы на оборону в 25 раз меньше, чем в США. Но мы, конечно, должны думать, мы думаем о том, чтобы обеспечить, безусловно, нашу внешнюю безопасность. И все наши ответы будут ассиметричными, но будут в высшей степени эффективными.

Мы уже сейчас имеем системы преодоления противоракетной обороны. Новый "Тополь-М", как вы знаете, оснащен такими системами. Но этим мы не ограничиваемся, у нас будут системы совершенно нового поколения, на которые разрабатываемые и развертываемые системы ПРО не будут иметь никакого влияния, это просто совершенно другая система. Потому что ПРО рассчитана на баллистические ракеты, а мы говорим про совершенно другие системы стратегического оружия, которые, как я уже говорил, будут действовать на гиперзвуке, будут менять свою траекторию, как по высоте, так и по направлению движения. И системы ПРО здесь просто бессильны - это просто другая история.

Но наши специалисты, наши военные специалисты, не считают, что разворачиваемые системы ПРО в странах Восточной Европы нацелены на предотвращение угрозы, исходящей, скажем, со стороны Ирана либо каких-то террористов. Как соотносятся террористы и баллистическое оружие? Причем оно здесь? Что, у террористов есть баллистическое оружие, что ли? А траектории полетов ракет, которые могут запускаться, скажем, с иранской территории, тоже хорошо известны. Да у них и баллистических ракет нет, у них ракеты средней дальности. Сколько их там сейчас, я уже не помню, - две тысячи, что ли, или две тысячи четыреста?

Поэтому нам кажутся такие аргументы несостоятельными. И это, конечно, имеет к нам прямое отношение и, разумеется, будет вызывать соответствующую реакцию. Как я уже сказал, эта реакция будет асимметричней, но в высшей степени и эффективной.

Н.ЕВСЕЕВА (телекомпания "Ахтуба-ТВ", Волгоград): Владимир Владимирович, волгоградские ветераны, возмущенные решением эстонского парламента о демонтаже памятника воинам-освободителям, вышли с предложением перезахоронить останки советских воинов на священной Сталинградской земле, которая умеет чтить память павших воинов. Городские власти и областные власти это решение поддержали, но конечное слово в этом сложном политическом вопросе за Вами. Может быть, я забегаю вперед, не дожидаясь официального обращения к Вам, но, пользуясь случаем, хочу знать Ваше мнение по поводу возможного перезахоронения на Мамаевом кургане, если эстонские власти все-таки решаться на демонтаж памятника. Спасибо.

В.ПУТИН: Свое отношение этому я уже высказал. Я считаю, что это абсолютно недальновидная политика, ультранационалистическая, не учитывающая ни проблем, связанных с борьбой с нацизмом, не учитывающая сегодняшних реалий. Во многих странах Европы памятники воинам, которые освободили Европу от нацизма, не просто стоят, не просто за ними ухаживают - а даже, знаете, мне стыдно об этом сказать, за ними ухаживают даже подчас лучше (в Германии в том числе), чем мы сами внутри России. Кстати, я согласен с теми нашими ветеранами - а такие тоже есть, - которые говорят о том, что надо бы обратить внимание и на немецкие захоронения здесь. Но это ветеранские организации между собой решают, и мы будем поддерживать их в этом взаимодействии между европейскими ветеранскими организациями.

Что касается возможного перезахоронения, то вы знаете, ведь в странах Прибалтики тоже проживают ветераны Великой Отечественной войны, их тоже нужно спросить, правильно ли это, что мы эту память о совместной борьбе с нацизмом будем переносить на нашу территорию. Но если дойдет до сноса памятника, то мы готовы предложить сегодняшнему эстонскому руководству перезахоронение этих священных останков наших воинов и перезахоронить их на территории Российской Федерации.

Е.ИБРАГИМОВА (ИА "МиР. Москва и регионы"): Вопрос, конечно, того самого насущного национального приоритетного проекта "Доступное жилье", который Вы назвали наиболее проблемным из всех других национальных проектов. Что самое проблемное Вы видите? С учетом того, что мы все понимаем, что регионы привыкли получать дотации определенные, привыкли к помощи федерального центра, тяжело перестраиваться. Что им все-таки ждать? Ждать ли помощи, каких-то преференций новых, которые, может быть, Правительство России им предоставит, или же рассчитывать на собственные силы и способности глав субъектов Федерации в привлечении инвестиций в регионы? Спасибо.

В.ПУТИН: Здесь нужно объединение усилий как федерального центра, так и регионов. Мы очень подробно говорили об этом на недавней встрече в рамках президиума Госсовета в Казани. Здесь нужно поддержать ТСЖ, убрать, в конце концов, ненужное налоговое бремя на них, избавить их от необоснованных объемов ремонтных работ. Нужно развивать инфраструктуру, прежде всего, инженерную инфраструктуру. Нужно, конечно, выделять дополнительные ресурсы на это. Нужно поддерживать компании, которые берутся за возведение объектов инфраструктуры. Но это должна быть совместная работа.

И здесь, как раз в этом смысле, очень важно определить и на региональном уровне приоритеты развития своих территорий. Посмотрите на то, что происходит по направлениям капитального строительства, что это за капитальное строительство, куда вкладываются деньги. Посмотрите на доходную и расходную части бюджета. Здесь в принципе все решения приняты, нужно только действовать. В значительной степени это касается и разбюрокрачивания получения земельных участков, мы об этом тоже говорили. Нужно работать.

В общем, несмотря на то, что это проект наиболее сложный, я в начале беседы говорил, что по сути, являемся свидетелями начала строительного бума. В два раза увеличилось количество вводимого жилья, с 7,6 процента до 15,7. Это серьезный показатель. Сроительный сектор, сектор услуг в принципе и вытянули, на самом деле, ВВП страны на такой уровень развития - 6,7, возможно, 6,8-6,9 процента в прошлом году. Надо это поддержать. Будем это всячески поддерживать.

Р.АГАЕВ (Информационное агентство "Тренд", Баку, Азербайджан): Салям алейкум, господин Президент!

В.ПУТИН: Алейкум ассалям!

Р.АГАЕВ: Владимир Владимирович, намерена ли Москва предпринять более действенные шаги по окончательной ликвидации агрессии Армении против Азербайджана и помочь своему стратегическому партнеру Азербайджану в решении главной проблемы, связанной с гуманитарной катастрофой? Это возвращение около миллиона беженцев и вынужденных переселенцев в свои родные края, которые ныне находятся под оккупацией Армении.

И второй вопрос: в чем политическая и экономическая мотивировка содержания российских военных баз в Армении?

Спасибо.

В.ПУТИН: Вы знаете, что российские военные базы - это то, что осталось еще со времен Советского Союза. Это места постоянного расквартирования соответствующих военных подразделений еще Советского Союза. И в тех бывших республиках Советского Союза, руководство которых посчитало возможным оставить там наши воинские подразделения, мы это и сделали.

Это касается не только Армении, это касается, например, Таджикистана. Там 201-я дивизия осталась, но мы просто привели в соответствие с современными требованиями правовую базу и создали там военную базу. Это касается, например, казалось бы, созданного снова, но тем не менее на основе уже имевшихся ранее там подразделений - в Киргизии, имеется в виду подразделение военной авиации в рамках совместной борьбы с терроризмом.

В этой связи хотел бы подчеркнуть и особо отметить: военная российская база в Армении не направлена против каких бы то ни было стран в регионе, в том числе против интересов Азербайджана. Я вспоминаю нашу дискуссию с Михаилом Николаевичем [Саакашвили] в период обострения событий в Аджарии, когда он мне сказал: "Мы боимся, что ваши военные там будут каким-то закулисные действия проводить. Это будет мешать нам выстраивать соответствующие необходимые отношения, выстраивать политику в Аджарии". Я ему сказал: "Этого не будет, Вы увидите". И потом он мне подтвердил, сказал: "Да, спасибо, мы видели, что военные никак не вмешивались в происходящие события". То же самое касается и нашей базы в Армении.

Что же касается урегулирования в целом - сложный вопрос. И мы стараемся помочь азербайджанской и армянской сторонам найти приемлемые как для одной, так и для другой стороны решения. Но это должны быть ваши решения. Мы не можем никому навязывать никаких способов выхода из сложившейся ситуации. Потому что если мы только попробуем это сделать, если навяжем какое-то решение, мы, может быть, навека испортим отношение либо с армянским, либо с азербайджанским народом. Не надо на нас перекладывать эту проблему. Вы должны сами найти приемлемый вариант выхода из этой ситуации.

А если уже абстрагироваться от очень серьезных вопросов, то нас, конечно, огорчает то, что мы наблюдаем в районе Акдама. Потому что мы рассматривали вопрос недоброкачественной алкогольной продукции, а, как известно, портвейн из Акдама был всегда одним из недорогих и весьма распространенных легких алкогольных напитков на территории Советского Союза. Пусть хоть кто-нибудь восстановит - либо армяне, либо азербайджанцы. Пусть вместе сделают. Пусть это будет общий проект.

Нам нужно заканчивать.

Пожалуйста, про реальный сектор, это важный вопрос. Что Вы конкретно хотите услышать?

В.АГЕЕВ: Добрый день. Меня зовут Виталий Агеев. Я представляю приложение к журналу "Эксперт" - "Оборудование".

Мы о нефтянке, о всей энергетике поговорили. Немножко о машиностроении - вы затронули вначале. Про объединенную авиационную корпорацию намекали. А станкостроение, приборостроение промышленного объема? Это до 90 процентов в основном на территории российского рынка потребления - экспорт. Когда мы сможем поменять эту ситуацию?

В.ПУТИН: Очень важный вопрос. Очень важный. Я говорил о позитивных изменениях, они есть и в реальном, как Вы сказали, секторе экономики. Но они там гораздо более скромные. Если в строительном секторе 15,7 процента рост, то в промышленности он в позапрошлом году был 4 и в прошлом будет примерно 4, в 2006. В этой связи, конечно, те отрасли, о которых Вы упомянули, являются ключевыми, базовыми, самыми важными.

Что Правительство делает в последнее время - об этом я тоже уже вскользь упоминал. Принимаются решения по настраиванию налоговой системы и изменению таможенного законодательства и практики, нормативной базы, с тем чтобы обеспечить переоснащение основных фондов. Это очень важная задача. Многие отрасли экономики, многие предприятия отреагировали на те действия, которые были осуществлены Правительством в последние годы. Это целенаправленные действия, может быть, не всегда достаточные. Но на что бы я хотел обратить внимание сейчас?

Только вчера разговаривал по этому поводу с Министром экономического развития, с Председателем Правительства, есть возможность в ходе прямого диалога снять еще имеющиеся барьеры для обновления производственной базы. Нужно это делать прямо сейчас, потому что в условиях благоприятной внешнеэкономической среды это - самый подходящий момент и он не может продолжаться вечно. Мы с вами это понимаем. Я думаю, что он еще достаточно долго будет продолжаться, но не всегда. Поэтому нужно сейчас это делать немедленно.

У нас в связи со старой производственной базой пока достаточно вяло - не вяло, но хотелось бы лучших темпов роста производительности труда. У нас будет 5,5 процента опять, как и в прошлом году. Нужно больше, нужно хотя бы в два раза больше, а это трудно сделать без обновления производственной базы. Пользуясь случаем, призываю акционеров и руководителей предприятий немедленно воспользоваться возможностями, которые предоставляет Правительство.

А.КУФТИНА (телекомпания "Кремль", Нижний Новгород): Владимир Владимирович, сейчас рассматривает вопрос о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища с 63-й отметки до 68-й. Получается, что многие земли и города в принципе могут быть подтоплены. В частности, это касается и Нижнего Новгорода, потому что, как Вы знаете, он стоит на верхнем берегу реки и на нижнем, и поэтому нижняя часть города будет затоплена. Плюс метро, которое нужно людям. Вы приняли какое-то решение по этому вопросу или нет? Я знаю, что у Вас находится этот вопрос на рассмотрении.

В.ПУТИН: Да, как ни странно, я действительно знаю, что там происходит. Вопрос этот действительно очень важный. Существуют две опции, две возможности решения этой проблемы. Нужно поднимать уровень воды, нужно обеспечить судоходство на отдельных участках реки и нужно решить проблемы энергетики. То, о чем Вы сказали, является важным фактором в принятии окончательно решения. Это прежде всего, конечно, экология. Это вопрос, который мы неоднократно обсуждали с губернатором и с членами Правительства. Окончательное решение должно быть принято в диалоге между губернатором и Правительством, и сейчас, действительно, это находится в стадии рассмотрения. Я не хочу предвосхищать этих окончательных решений. Они должны быть тщательно проработаны с региональными руководителями и с ведущими ведомствами Правительства Российской Федерации.

А.ГРОМОВ: Коллеги, давайте мы не будем пользоваться силой голосовых связок, они у каждого разные.

В.ПУТИН: Где армянские журналисты? Давайте. Потому что у нас азербайджанцы задавали вопрос. Если армян пропустить - это будет политически неверно.

Г.БОТОЯН (газета "Авангард"): Спасибо. Уже третий раз Вы мне предлагаете задать вопрос, третий раз, спасибо.

В.ПУТИН: Флюиды какие-то.

Г.БОТОЯН: Ваша оценка армяно-российских отношений, я имею в виду вопросы политический и экономический. И второй вопрос: какое крупное вложение собираетесь сделать в Армении? И как Вы относитесь к армянскому народу? Спасибо большое.

В.ПУТИН: Отношение с армянским народом у нас самые наилучшие. У нас отношения развиваются по всем направлениям, и в сфере политики, и в экономике, и в сфере безопасности, потому что Армения является членом ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности). А что касается крупных вложений, то это вложения в сферу энергетики. Как известно, мы перешли с Арменией на рыночное ценообразование, но часть цены до рыночной отметки покрывается ликвидной собственностью, и мы принимаем участие в строительстве газопровода из Ирана, мы принимаем участие в энергетических сетях на территории Армении, мы принимаем участие в гидроэнергетике. Но этого недостаточно, конечно.

Президент Армении, когда был недавно с рабочим визитом в Сочи, ставил несколько вопросов. Этого касается и бриллиантовой отрасли, это касается производства товаров второго передела. Мы реализуем программу, связанную с зачетом долга ликвидными активами и намерены реанимировать те предприятия, которые достались соответствующим российским компаниям. В общем, вы знаете, у нас практически по всем направлениям самым активным образом развиваются отношения. Мне даже трудно найти какую-то отрасль, где у нас были бы сегодня неразрешимые проблемы. Хотя, когда мы вели диалог по энергетике, он тоже давался нелегко, но мы все-таки нашли приемлемые для обеих сторон решения.

ВОПРОС: Очень много говорили сегодня о приоритетах российской экономики, в то же время об обновлении промышленных фондов на предприятиях. Дальневосточный вопрос, проблема дальневосточной экономики. Очень много и губернаторами Сибири и Дальнего Востока, и нашими депутатами, и руководителями промышленных предприятий говорится о том, что по бросовым ценам за рубеж, в Китай в частности, вывозится лес-кругляк, вывозится металлолом, что создает определенные сложности для развития нашей дальневосточной промышленности и дает определенные дивиденды развитию промышленных предприятий Азиатско-Тихоокеанского региона.

Если этот вопрос всем очевиден, что нужно повышать пошлины, это даст возможность развивать промышленность на Дальнем Востоке, вливать туда дополнительные инвестиции, почему это не делается на государственном уровне?

В.ПУТИН: Я согласен с Вами в том, что мало сделано на государственном уровне для того, чтобы переработка имеющегося у нас сырья осуществлялась на российской территории. Это касается и рыбы, нужно, конечно, создавать береговые перерабатывающие комплексы. Это касается древесины, это касается другого сырья. Но меня тоже немножко удивляло, почему Правительство до сих пор, несмотря на мои настойчивые указания, скажем, по древесине, затягивало с решением этих вопросов. Сейчас в целом решения подготовлены. Мы не можем их делать по регионам, они должны распространяться на всех наших контрагентов и партнеров. Поэтому до сих пор это так и не принималось.

Но сигнал для рынка должен быть сформулирован. Все наши партнеры должны понять, что есть какой-то переходный период, но после него нужно переносить производство - если они хотят пользоваться этим сырьем, в существенных объемах нужно переносить на территорию Российской Федерации. Примерно то же самое мы сделали в сфере машиностроения, автомобильного машиностроения. Ну и посмотрите, что происходит? Практически все мировые производители приходят на российскую территорию, даже корректируют сейчас первоначальные планы производства легковой автомобильной техники на территории России. Я рассчитываю очень, что то же самое произойдет и в Дальневосточном регионе.

Липецк, пожалуйста.

ВОПРОС: Добрый день. Спасибо большое, Владимир Владимирович, за то, что дали возможность. Нам еще не удавалось ни разу задать Вам лично напрямую вопрос. Вопрос об экономическом развитии. Сегодня в Липецкой области создаются, наряду с федеральными экономическими зонами, региональные зоны. Уже создаются агропромышленного, промышленно-производственного типа, туристско-рекреационного типа. Как Вы относитесь к их созданию, и чем федеральный центр может помочь в этом регионам?

В.ПУТИН: Я не понял, как я отношусь к ...

АВТОР ВОПРОСА: К созданию не только федеральных особых экономических зон, а именно регионального типа?

В.ПУТИН: Что характеризует эти особые экономические зоны - либо рекреационные, либо производственные, научно-технические? Что их характеризует? Это особый административный, таможенный и налоговый режим, и, как правило, речь идет о всех этих составляющих федерального характера. Если региональные власти готовы последовать примеру федерального центра и предоставить соответствующий режим, исходя из той сферы ответственности, в которой они работают, речь идет о возможных преференциях в рамках действующего законодательства, которые лежат в сфере компетенции региона. Но почему нет? Я бы все-таки полагал, что целесообразно согласовывать это с Правительством, чтобы мы действовали в едином ключе и по единым правилам, - вот что самое главное. А в целом это не плохо. Главное только, мы не можем пойти по созданию этих "черных офшорных дыр" на территории Российской Федерации, но это и невозможно сделать на региональном уровне без использования федеральных возможностей, а это у нас уже пройденный этап.

Е.ФИЛАТОВА (информационно-аналитический ресурс "Ваш личный Интернет"): Существующая в нашей стране система оказания психологической помощи недостаточно эффективна и не в полной мере использует современные технические достижения, что вполне отражается в постоянном росте количества депрессий и суицида. В связи с этим вопрос: рассматривается ли на государственном уровне возможность создания Интернет-службы психологической помощи населению?

В.ПУТИН: Вы затронули весьма важную тему, хотя по количеству суицидов, слава Богу, Россия не на первом месте, но проблема существует, и она такая острая довольно. У нас, к сожалению, слабо поставлена эта служба вообще. И то, что мы должны двигаться в этом направлении, это правда. И надеюсь, что Ваш вопрос подтолкнет соответствующие административные структуры, прежде всего это, конечно, касается Правительства и Министерства здравоохранения, к движению по этому направлению.

А.ЛЕБЕДЕВ ("Народная инициатива"): Добрый день, Владимир Владимирович! Я хотел бы задать вопрос, который касается очень многих, имеются в виду студенты. После того, как изменились сроки срочной службы, вновь возникла на местах, скажем так, самодеятельность, когда идут угрозы призывникам, их родителям, и самое главное, что самое опасное, - речь идет о студентах, находящихся в середине обучения, 3-4 курс. Им говорят: "Мы вас заберем, и учиться вы будете после того, как отслужите в армии".

Объясните, пожалуйста, пользуясь случаем, действительно ли отменяются все отсрочки или что-то все-таки остается и людям дадут доучиться до конца?

В.ПУТИН: Вы знаете, нужно внимательно посмотреть принятые решения и, пользуясь вашими возможностями, возможностями СМИ, о них просто подробно рассказать, там все прописано. Никого из тех, кто учится, никто в армию забирать не будет.

Конечно, отменен ряд отсрочек по некоторым позициям, но далеко не все. И понятно, почему это сделано. Потому что мы перешли на полтора года службы в этом году и с 1 января 2008 года, как и планировалось, в следующем году. Мы активно работаем в рамках федеральной целевой программы перехода на контрактную службу значительного количества военнослужащих, 130 с лишним тысяч человек. У нас уже нет призывников в районах со сложным, мягко говоря, оперативным режимом, в "горячих" точках, и не будет в будущем, но служить надо. Но это не должно привести и не приведет к тому, что будут со студенческой скамьи сдергивать людей и отправлять в армию.

ВОПРОС (Гостелерадио исламской Республики Иран): Уважаемый Владимир Владимирович! Извините, Вы, конечно, уже устали, но у нас такой вопрос: как Вы собираетесь работать с западными коллегами с тем, чтобы убедить их приступить к решению так называемой иранской ядерной проблемы исключительно мирными способами и в ходе переговорного процесса? Спасибо.

В.ПУТИН: Мы собираемся работать как с западноевропейскими партнерами, так и с американскими, но и с иранскими тоже. Мы надеемся, что поездка, которая была совершена в Иран совсем недавно Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации господином Ивановым поможет сближению наших позиций и сможет убедить наших иранских партнеров принять такие решения, которые бы оздоровили ситуацию, которые бы разблокировали отношения между Ираном и МАГАТЭ, которые бы убрали любые подозрения международного сообщества о якобы имеющихся у Ирана планах создания ядерного оружия.

Как вы знаете, мы сотрудничаем с Ираном в сфере использования атома в мирных целях, строим атомную электростанцию в Бушере. Мы и дальше намерены реализовывать эту программу. У нас сотрудничество с иранской стороной развивается по очень многим направлениям деятельности, в том числе и в военно-технической сфере. Мы полагаем, что иранский народ имеет право на доступ к современным технологиям, в том числе и ядерным технологиям, но нужно найти такой вариант развития атомной отрасли, который бы полностью гарантировал Ирану, с одной стороны, доступ, а с другой стороны, снял бы всякие озабоченности международного сообщества. Такие варианты есть, господин эль-Барадей предлагает эти варианты. Думаю, что нам нужно вместе в этом направлении активно поработать.

Е.ДЕРЕВЦОВА (Государственная телерадиокомпания "Кузбасс"): Привет Вам от шахтеров Кузбасса. Они в прошлом году добыли более 170 миллионов тонн. Это рекорд, такого еще не было за всю историю угледобычи. Сегодня много говорилось на тему энергетики, у меня вопрос. Уголь в топливно-энергетическом балансе страны по-прежнему чуть более 15 процентов, хотя и Вы, и Правительство неоднократно заявляли о том, что нужно повышать долю угля на внутреннем рынке, а газ продавать на экспорт, это выгоднее намного. Скажите, пожалуйста, что или кто мешает сдвинуть эту проблему с мертвой точки?

В.ПУТИН: Ценовая политика и тарифная политика, которая проводилась до сих пор. Здесь не нужно искать никаких врагов. Это экономическая политика государства: когда тарифы на газ гораздо ниже рыночных цен, то так и будет дальше, как Вы сейчас сказали. Но принятые Правительством решения, с тем чтобы выровнять эти тарифы, как раз и направлены на то, чтобы сбалансировать энергетику страны. Как раз направлены на то, чтобы побудить основных, прежде всего – промышленных, потребителей, к экономии энергии вообще. Направлены на то, чтобы сделать нашу экономику в целом более конкурентоспособной и более защищенной от возможных каких бы то ни было катаклизмов. Уверен, что если мы будем действовать аккуратно, защищая интересы бытовых потребителей - а я уже о формах и моделях такой защиты говорил, - когда мы речь ведем о гражданах, то это будет выходить далеко за рамки 2011 года, а будет в 2015-м, может быть, даже в более поздние сроки реализовываться. И только по мере выработки системы поддержки населения, системы субсидий населению. Ну а на шахтерах это, конечно, отразится положительно. И такой энергетический ресурс, которым богата Россия, будет более востребован в стране, тем более, что для электроэнергетики существуют современные способы переработки угля в газообразное состояние. Мы это все хорошо знаем, экологически достаточно чистые производства. Но в этой отрасли существует, как я уже говорил, проблема пенсионного обеспечения. Вчера только представители горняков были в Правительстве. Я знаю о ходе состоявшейся там дискуссии. Думаю, что мы как держали в поле зрения своего внимания все аспекты этой отрасли, так и будем продолжать это делать в будущем.

ВОПРОС: Владимир Владимирович, спасибо большое. Посчастливилось родиться в Армении. В Центральной России мы на третьей пресс-конференции удостаиваемся слова второй раз. Благодаря Вашей поддержке на территории Липецкой области активно идет реализация проекта особых экономических зон. Уже в мае текущего года на территории особой экономической зоны промышленного типа "Липецк" будут вводиться сразу несколько новых заводов. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить Вас на это мероприятие. А вопрос у нас, у липчан, такой...

В.ПУТИН: Так я же там был, по-моему.

ВОПРОС: Липецкая область является донором федерального бюджета. По существу, это курица, которая несет "золотые яйца" для него. Однако отношение к регионам-донорам на сегодняшний день на федеральном уровне таково, что, с одной стороны, их становится все меньше и меньше, а с другой стороны, они не могут себе позволить зачастую того, на что способны дотационные края и области. Вопрос: Ваше отношение к регионам-донорам, будет ли что меняться в отношении к ним на федеральном уровне? И хотелось бы узнать из Ваших уст, принимается ли Вами приглашение посетить Липецкую область при открытии первых заводов первой экономической зоны России? Спасибо.

В.ПУТИН: Спасибо Вам большое за приглашение. Самое главное - это не мои визиты, а самое главное, чтобы все, что намечено, было сделано. И я буду стремиться к тому, чтобы действительно все, что намечено, было реализовано.

Что касается Вашего вопроса по поводу отношения к донорам. Вы правильно сказали, что это курица, которая несет "золотые яйца". Вместе с тем здесь много представителей регионов, которые являются дотационными. И у них наверняка, и, по-моему, уже даже звучали, вопросы о том, как федеральный центр планирует оказывать им поддержку.

Я хочу обратить Ваше внимание, что производительные силы еще со времен Советского Союза размещались по единому плану, но все-таки не всегда это было обосновано, и не вина граждан России, которые живут в дотационных регионах, что они там оказались. Не они же привели к такому состоянию. Поэтому мы вынуждены выравнивать и бюджетную обеспеченность, вынуждены выравнивать инвестиции, создавать там рабочие места, иначе это положение сохранится вечно, а мы с вами в этом не заинтересованы. И это делается через федеральный бюджет. Такая задача решается через федеральные целевые программы. Есть и еще один инструмент, который был изобретен не нами, но нами начал применяться, - это Инвестиционный фонд. Кстати, мы те средства, которые идут в Стабилизационный фонд, фактически частично отщипываем сейчас и направляем в Инвестиционный фонд для развития инфраструктур территорий Российской Федерации.

Конечно, мы должны думать о стимулах для регионов-доноров, мы не должны убивать эти стимулы, и это, конечно, дело Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства регионального развития.

Что же касается Липецкой области и других; вот Вы сказали, что часто не удается справляться с выполнением своих обязательств при реализации совместных с федеральным центром программ. Наверное, такие сложности есть. Но я не знаю состояния доходной и расходной части липецкого бюджета. Вы посмотрите повнимательнее доходную и расходную часть, сколько денег идет на капитальное строительство. Посмотрите. Потом Громову пришлите свои данные. И я почти не сомневаюсь, что мы обнаружим там рост расходов на капитальные цели, на цели капитального строительства.

Что это означает? Это означает, что депутаты регионального собрания, губернатор должны определиться с приоритетами: что важнее для Липецкой области - реализовывать общенациональные программы, в том числе и по национальным проектам, и решать социальные проблемы сегодня либо важнее тратить деньги на капитальное строительство? Надо посмотреть, что это за объекты капитального строительства.

Я повторяю: я не знаю этого, но мне думается, что я на правильном пути. Посмотрите.

 

Читайте полную версию на сайте