Сотрудник Института экономики РАН Владимир Филатов не исключает, что создание туристических зон может стать проектом «потемкинской деревни»
В связи с высказанным замечанием министра финансов Алексея Кудрина о возможной отсрочке создания некоторых туристических зон в России, портал "KM.ru" приводит мнение ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Владимира Филатова:
- Каков механизм создания зон?
- Будут выделены территории, где будут создаваться привилегированные условия в развитии инвестиций для инфраструктуры туризма. Так же как и в промышленных зонах, — льготы инвесторам на налоги, пониженные ставки, льготные условия на выделение земли под строительство и т.п. Этот набор традиционный во всех странах.
- И были успешные прецеденты в других странах?
- Были, конечно. У немцев есть курортная зона на Балтийском побережье.
- Как вы оцениваете российские перспективы?
- У России, конечно, есть потенциал для создания своих "туристических районов". Страна большая, мест красивых много. Что касается регионов, где планируется создать эти зоны, то они подобраны нормально. За исключением Байкала (Бурятия и Иркутская область) и Алтайского края, это традиционные курортные зоны, куда надо просто вложить капитал, чтобы довести их до мирового уровня по части инфраструктурного обустройства. Так что это нормальный ход, на самом деле. Насколько это "пойдет", пойдут ли инвесторы, насколько удастся привлечь капитал — это другой вопрос. Это надо посмотреть. А места выбраны достаточно удачно.
- Как вы оцениваете планы выделить 1,1 млрд рублей в бюджете следующего года на реализацию первого этапа плана - на "проведение маркетинговых исследований по каждой из территорий и утверждение концепции развития зон в этих областях"?
- А вот это странно. На самом деле это только деньги на изучение вопроса, а зоны должны создаваться, когда уже есть и маркетинг, и ТЭО, и уверенность, что, так сказать, процесс пойдет. Если они дают миллиард только на то, чтобы изучить, то это странно, на самом деле. То есть до реализации еще очень далеко.
- А почему так происходит?
- Сложно сказать. Насколько мне известно, порядок такой: регион, который участвует в тендере, должен предоставить все обосновывающие материалы, включая и концепцию развития, и маркетинг. Второй этап — это когда уже должны быть определены объекты для строительства и т.д. А первый этап - это разработка ТЭО. Это, конечно, тоже решение, поскольку без ТЭО обойтись нельзя. Но те регионы, которые давали заявки, должны ТЭО уже иметь, и концепцию развития, и создания зоны должны иметь. На основании этого и должны бы отбираться эти зоны, а не другие. Должны быть представлены документы и оценки. Там же был открытый конкурс, на самом деле. Регионы посылали в МЭРТ заявки с обоснованиями. Немного неясно, какую концепцию сейчас по этим зонам будут отрабатывать. Лучше бы потратить этот миллиард на прямые инвестиции под создание инфраструктуры. Но в 2007 году дело до этого еще явно не дойдет. Пока будет только рассматриваться и одобряться концепция и ТЭО.
- Но ведь уже известно, что общий объем инвестиций в туристические зоны составит 325 млрд руб., из них 44,5 — средства федерального бюджета…
- Неясная организация работы. О какой концепции идет речь, если уже выбраны регионы и определена стоимость реализации всего проекта? Стоимость проекта — это уже ТЭО, а концепция — некий общий взгляд. То есть сначала идет концепция, потом идет ТЭО, где есть уже объекты, оцениваются стоимости.
- Не станет ли это своего рода проектом "потемкинской деревни"?
- Любой проект может оказаться "потемкинской деревней". Конечно, все может быть. Мы о свободных зонах говорим уже почти 20 лет, но пока ни одной реально работающей нет. За это время китайцы уже создали 20 зон и давно от них отказались, распространив этот механизм, по сути дела, на всю инвестиционную деятельность. Они уже прошли этот этап, о котором мы пока только говорим.
Может это быть "потемкинской деревней"? Конечно, может быть. Хватит ли умения довести это до практического результата? Сложно сказать. Истратить бюджетные деньги — самое простое. Миллиард непонятно на что, на очередную предстадию, на "маркетинговые исследования"? Это просто исследование того, поедут ли туда люди или не поедут. Это же как философский камень, который можно искать всю жизнь. Надо просто делать условия — тогда поедут.
Проблема такая, что зоны создавать можно и нужно. А будут ли они созданы в наших условиях, это вопрос сложный. Что-то я не вижу, что у нас за последние 20 лет реально что-то создается. Разговоров много и действующих лиц вокруг них, а реального продукта я, честно говоря, не вижу. Импорта много — и слов разных, и товаров, и идей разных импортных, но другого я пока не вижу. Какая судьба ждет это мероприятие? Субъекты, которые это делают, — все те же, что 20 лет говорят о том, о сем, о пятом-десятом. Рассказывают нам, как надо "хорошо жить", - такое интервью дал ученый порталу KM.RU
Заметим, что, по крайней мере, в одном прогнозе ученый ошибся. Как уже сообщало ИА "Амител", уже известно, что вопросы финансирования инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа должны быть решены до 5 апреля.