Рериховское общество выступило с инициативой установки памятника семье Рерихов в Барнауле

Рериховское общество существует на Алтае уже 16 лет. Недавно оно выступило с инициативой установки памятника семье Рерихов в Барнауле. Подробности в интервью газете "Алтайская правда" сообщил председатель общества "Устремление" Юрий Дворников.

- Юрий, что это будет за памятник, где бы вы хотели его установить и как на ваше предложение отреагировали городские власти?

- Из мэрии Барнаула пришел ответ: "Администрация города с радостью поддержит любую вашу инициативу, направленную на сбор средств для проектирования и строительства заявленного вами произведения монументального искусства". В идеале памятник надо бы поставить в районе речного вокзала, рядом с тем местом, где стояла гостиница "Империал". Рерихи здесь останавливались в 1926 году.

После проведения конкурса администрация города совместно с общественностью выберет лучший вариант памятника. Рерихи, все четверо - Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья Юрий и Святослав - славили наш Алтай на весь мир. Думаю, памятник станет еще одним магнитом для туристов, приезжающих в наш край - ведь Рерихов почитают во всем мире.

Алтай был для них не просто географическим местом, а сердцем нашей планеты, местом нахождения великой Шамбалы, найти которую могут только люди с чистыми сердцами.

В 1957 году Юрий Рерих привез из-за границы 418 картин отца в дар родине. Николай Рерих завещал их "городу, близлежащему к Алтаю". 60 работ из этой коллекции были переданы Новосибирской картинной галерее, поскольку в других городах, расположенных ближе к Алтаю, в то время не было музея, способного обеспечить достойное хранение картин.

В 1990-е мы хотели установить хотя бы мемориальную доску на здании бывшей гостиницы "Империал". Но сделать это не успели -старый дом сгорел. Доска долгое время кочевала по запасникам городских музеев, а в этом году ее установили на здании музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.

- Что конкретно связывало Рерихов с Алтаем, с Барнаулом, что они здесь хотели найти?

В Барнауле Николай Рерих выступил с лекцией-беседой перед художниками города. Встреча проходила в доме по ул. Мало-Тобольской, 36, на втором этаже. В этом доме напротив Старого базара были залы, где устраивались выставки, располагалась изостудия. Во встрече с Рерихом участвовало не более десяти человек, среди них - художники Алексей Борисов, Андрей Никулин, Василий Кареев и другие.

Рерихи проехали через Барнаул и Бийск в Горный Алтай, в село Верхний Уймон, и пробыли здесь с 7 по 19 августа 1926 года. В это время они собирали различный научный материал, изучали местные условия и обычаи, общались с народом, ходили далеко в горы за травами и минералами, Николай Константинович писал картины. Рерихи хотели основать на Алтае город-общину, где бы жили чистые духом люди, и назвать это место Звенигородом. Но из-за скептицизма и настороженности тогдашних советских чиновников, прихода к власти Сталина этим планам не суждено было сбыться. Зато в Индии, в Гималаях, был основан рериховский научно-исследовательский институт "Урусвати", который действует до сих пор.

- Какова судьба картин, которые были написаны Николаем Рерихом под впечатлением поездки на Алтай?

- Нам доступна в лучшем случае лишь десятая часть художественного наследия Рериха, остальные картины находятся в закрытых частных собраниях. На Алтае Николай Константинович написал около 20 работ. Эти картины называют "Алтайским циклом". Среди утерянных работ - этюд верхне-уймонской красавицы Бочкаревой в староверской одежде, рисунок алтайской юрты на том самом месте, где теперь расположилось село Тихонькое. Один из набросков, сделанных им в седле, на лошади, хранится теперь в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Известны три этюда Белухи, два из них, из серии "Путевые листы", находятся в США, третий - в Лувре. Картина "Ойрот - вестник Белого Бурхана" находится в частной коллекции в США. Художник отнес ее к серии "Знамена Востока". Местонахождение картины "Буддийские пещеры. Кырлык" неизвестно. Картина "Сосуд нерасплесканный" начата на Алтае и находится в музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Алтайские наброски, как предполагают исследователи, в дальнейшем легли в основу ряда знаменитых картин - это "Чудь подземная", "Клад захороненный", "Победители клада", "Богатыри проснулись", "Просвет в скале", "Победа".

- Почему так непросто складывались отношения Рерихов с православной церковью? В чем претензии церковников?

- Николай Константинович Рерих был глубоко православным человеком. Он сам об этом неоднократно говорил. Он сделал роспись в шести православных храмах, был настоящим иконописцем. Вот, к примеру, как он пишет в конце жизни в одном из очерков: "Вспоминаются встречи с иерархами. Вот Флавиан Киевский говорит, посетив нашу иконную мастерскую: "Истинный терем изографов". Антоний Волынский восклицает, смотря на мой "Ростов Великий": "Молитва земли Небу". Евлогий в Париже однажды кому-то возразил: "Насколько Николай Константинович православный, мне неизвестно, но что он последователь Христа - это я знаю". Вспоминаю добром митрополита Платона, митрополита Сергия, о. Георгия Спасского. Потом Иоанн Кронштадтский: "Не болей. Придется много для Родины потрудиться". А сколько картин у него написано на православные, религиозные сюжеты!

В 1934 году в одной из газет Харбина появилась клеветническая статья, в которой молодой журналист обвинял Николая Рериха в "нехристианских взглядах". Обвинение также было в том, что книги Рериха проникнуты проповедью смешения всех религий. Со ссылкой на авторитет церкви в статье указывалось, что "идея синтеза религий - это орудие в руках сатаны".

Что сделал в ответ Николай Константинович? Он напечатал в той же газете молитву "Символ веры", подписанный им: "Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли".

- В чем, по-вашему, главная ценность учения Рерихов?

- В последнее время мне приходилось встречать узкое понимание деятельности Николая Рериха, только как художника. А все остальное в расчет не берется. Но кроме семи тысяч полотен им написано и издано более тысячи статей, книг и научных трудов. Рерих стоял у истоков "Пакта защиты культурных достояний народов прошлого, настоящего и будущего от всех случайных и искусственных разрушений". Этот пакт подписали 64 страны мира. При этом особо подчеркивалась ценность всех литературных, художественных и архитектурных памятников для будущего человечества. Николай Рерих был не только художником, он, без сомнения, еще и великий мыслитель, ученый, писатель.

- Есть у вашего общества свое помещение?

- В этом году мы разработали концепцию строительства культурного центра имени Николая и Елены Рерихов. Это, по сути, комплексная долгосрочная программа, связанная с наукой, искусством, религией и т.д. Просили городскую администрацию передать нам под международный центр одно из зданий, но пока получили отказ. Так что в настоящий момент своего помещения у нас нет.

Если кто поможет в этом вопросе - будем благодарны, наш тел. 75-12-37, адрес в Интернете: https://altroerich.h15.ru/index.php

Читайте полную версию на сайте