Замена всенародных выборов мэров назначением – нарушение Конституции, - считает алтайский депутат Игорь Вольфсон
Председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый совместно с двумя другими депутатами-"единороссами" Владимиром Жидких и Алексеем Огоньковым предлагают внести поправки в несколько статей действующего закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", которые позволят регионам не только отменять всенародные выборы мэров столиц субъектов федерации, но и вообще упразднить должности мэров.
"ПолитСибРу" приводит мнение председателя Комитета по местному самоуправлению Алтайского краевого Совета Игоря Вольфсона:
- Закон, согласно которому мэры региональных центров будут не всенародно избираться, а назначаться губернаторами, я считаю теоретически невозможным, так как эту идею нельзя вписать в рамки действующей Конституции РФ. Относиться к ней можно по-разному, но принимать новую Конституцию ради этих поправок не будет никто, в ближайшие четыре года, по крайней мере, точно. Поэтому я считаю, что идея "единороссов" нереализуема, хотя проблемы, ими заявленные, связанные с всенародным избранием и глав, и депутатов, безусловно, есть, но это решение явно за рамками законодательства.
Очевидно, что управляемая рука внесла бы определенный баланс в общество. Меньше было бы конфликтов между руководителем краевого областного центра и губернатором, которые есть сегодня в ряде субъектов Федерации. В том числе и у нас в крае в ряде районов есть серьезные разногласия между главой района и главой сельского поселения райцентра, противоречия между главой и депутатами. Но где-то они есть, на каких-то территориях их нет, то есть решение этих вопросов зависит в первую очередь от людей, которые стоят у власти, управляют, руководят.
При Советской власти вообще была единая государственная власть. Партия все вопросы согласовывала, механизм четко работал, и, видимо, люди сегодня пытаются к этому потихоньку возвращаться. Но, по-моему, думать о том, что нереализуемо просто бессмысленно. А этот политический шаг также не имеет смысла, как предложение законопроекта представителями той же фракции "Единая Россия" о том, что если губернатор не удовлетворен работой краевого областного центра, то он основные полномочия может забрать и сам за него работать. Заведомо понятно, что это невозможно.
В России есть законодательство, которое можно менять. Но есть Конституция, поправить которую сложно. Поэтому решение всех существующих проблем надо искать в рамках этой Конституции.
Организаторы реформы, не являясь юристами, конечно, преследуют благую цель, точно также как из ряда субъектов Федерации приходили инициативы от людей поменять Конституцию, чтобы Владимир Владимирович Путин мог в третий раз избираться президентом. "Единороссы" стремятся к стабильности, чтобы все было хорошо в России, и при этом допускают нарушение Конституции.
Поправками, о которых идет речь, нарушается основополагающий принцип местного самоуправления – конституционный, согласно которому местная власть не входит в органы государственной власти, а это тот раздел, который можно заменить только вместе с Конституцией.
Когда речь шла о назначении губернаторов, конституционный суд сказал: "нельзя". Объяснимую версию нашли, что в таком режиме как сейчас, поскольку формально это не назначение, а наделение полномочиями – "можно". Но какие могут быть в принципе версии, чтобы удовлетворить сегодняшнее предложение, мне в голову даже не приходит, нет таких документов и быть не может.