Большинство россиян не сталкивались с ситуациями, угрожавшими их личной безопасности
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какая часть россиян за последнее время сталкивалась с ситуациями, угрожавшими их личной безопасности, какой ущерб и кем был нанесён, кто оказал помощь и в какой мере россияне информированы о правах участников судебного процесса.
Каждый четвертый опрошенный (24%) указывает, что за последние 2–3 года сталкивался сам или его близкие с ситуациями, угрожавшими личной безопасности. Причём, некоторые респонденты сталкивались неоднократно (сумма ответов, где отмечены разного рода экстремальные ситуации, составляет 45%). Большинство россиян (75%) говорят, что с ними и их ближайшим окружением ничего подобного в последнее время не случалось. Наиболее часто, по собственным оценкам, опрошенные встречались с фактами обмана (43%) и мошенничества (30%); несколько реже с угрозой материальному положению (25%) или здоровью (20%).
Из числа тех, кто сталкивался с подобными ситуациями, большинство респондентов (65%) указывают, что были потерпевшими. Существенно реже отмечают, что в подобной ситуации выступали в качестве родственника (12%), свидетеля (9%), друга (5%), сочувствующего (4%).
Угроза, как правило, исходила от физических лиц – в 36% случаев от “неизвестных лиц”; еще 16% опрошенных отмечают в качестве источника угрозы своих знакомых, 5% – семью. Немало и тех, кто указывает на органы власти: государственные структуры (22%), правоохранительные органы (12%), судебно-исполнительную власть (7%). Существенно реже как источник угрозы отмечают криминальные структуры (8%).
При этом ущерб был нанесён в 45% случаев здоровью, 43% респондентов фиксируют снижение уровня материального положения. Несколько реже отмечалась потеря собственности (20%) и потеря работы (10%); изменение социального статуса (6%). 5% опрошенных, сталкивавшихся с экстремальными ситуациями, указывают, что их результатом стала смерть близких.
При этом свыше половины (54%) тех респондентов, кто сталкивался с ситуациями угрозы безопасности, никуда не обращались за помощью и защитой своих прав. Остальные искали поддержку, прежде всего, в милиции (24%) и судах (11%). Реже отмечают, что обращались в прокуратуру (7%), местные органы власти, правозащитные и общественные организации (по 4%); а также к “сильным и влиятельным людям” (5%).
Реальную помощь в этой ситуации оказало ближайшее окружение – друзья (14%), родные (11%), коллеги (4%), а также милиция (13%). Отмечают, что справились сами, 16% опрошенных.
Практически не фиксируется, по оценкам респондентов, действенная помощь со стороны органов власти, призванных защищать права граждан. Так, лишь 4% указывают, что им удалось полностью компенсировать нанесенный ущерб, еще 17% говорят о частичной компенсации.
Основная причина, по которой респонденты предпочитают никуда не обращаться за помощью и защитой своих прав – “бесполезность” таких обращений (так считают 46% опрошенных). Достаточно велика доля тех (16%), кто считает, что им под силу самим справиться с ситуацией. Лишь 6% опрошенных указывают, что не знают, куда следует обращаться за помощью.
Что касается информированности россиян о правах разных участников судебного процесса, то о правах подозреваемого, подсудимого и преступника практически ничего не знает каждый второй респондент (48–53%), треть (32–37%) информирована частично, 11–13% – хорошо. Осведомленность о правах свидетеля и потерпевшего лучше: считают, что хорошо знают об этом, 19–21% опрошенных, частично – 43–45%, не знают – 33–34%.
Какая из сторон судебного процесса защищена в большей степени? Треть опрошенных (34%) считают, что никто не защищен. Несколько меньше тех (22%), кто отмечает более высокую степень защиты потерпевшего, еще 10% указывают в качестве такового свидетеля. Немало тех (33%), кто затрудняется с ответом.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 13–14 октября 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.