Положительно оценивают введение института управляющих компаний в сфере ЖКХ 23% россиян (опрос ВЦИОМ)
Существующая система обеспечения жилых домов энергоресурсами - отопление, водо- и газоснабжение - устраивает большинство россиян (62-67%). Свыше половины опрошенных (58%) отмечают, что удовлетворены качеством уборки придомовой территории. В то же время большинство, 58%, недовольно качеством технического обслуживания жилого фонда.
Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в 46 российских регионах в начале октября.
За три месяца до вступления в силу новых правил оказания коммунальных услуг указывают, что знают о предстоящих переменах в системе ЖКХ, 35% опрошенных. Ещё 42% "что-то слышали", но подробности им не известны. И каждый пятый респондент, 21%, впервые услышал об этом в ходе опроса от интервьюера. Уровень информированности выше в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Опрошенные настороженно относятся к введению института управляющих компаний: положительно эту меру оценивает каждый четвёртый (23%), отрицательно - каждый второй (48%), остальные (29%) затрудняются с оценкой. Если в группе респондентов, относящих себя к хорошо материально обеспеченным, негативные отзывы о нововведении звучат лишь немногим чаще позитивных (+31%, -37%), то в группе плохо материально обеспеченных отрицательные оценки явно доминируют (+16%, -54%).
В результате появления на рынке жилищно-коммунальных услуг новых частных управляющих компаний возрастут цены на электроэнергию, газ, тепло и услуги ЖКХ, считает каждый второй россиянин (48%), еще 8% полагают, что цены снизятся, и 25% - что останутся прежними. Скорее ухудшится качество и безопасность энергоснабжения жилых домов (32% против 19%, ожидающих позитивных сдвигов). Снижение качества ЖКУ в целом прогнозируют 29% респондентов, на улучшение надеются 22%, и 25% не ждут перемен.
Аварийно-диспетчерские службы газового, энергетического, коммунального хозяйства должны находиться в ведении снабжающих организаций ("Электросетей", "Облгаза" и т. п.) и эти организации должны выполнять заявки жильцов на проведение ремонтных работ, считает большинство опрошенных - 60% (в Москве и Санкт-Петербурге более всего - 73%). Полагают, что данные функции должна выполнять частная управляющая компания, с которой жильцы заключили договор на обслуживание дома, 22% респондентов.
Если с приходом управляющих компаний качество ЖКУ ухудшится, то виноваты в этом будут власти, которые попустительствовали выходу на рынок недобросовестных компаний, считают 30% опрошенных (среди москвичей и петербуржцев - 45%). Немало и тех, кто счёл бы виновниками частные управляющие компании (21%) или новую систему управления ЖКХ в целом (20%). И лишь 11% респондентов возложили бы ответственность на жильцов домов, заключивших договора с ненадёжными управляющими компаниями.
В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.