В Новосибирске и Новосибирской области количество крыс и мышей превышает норму
В августе главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко решил бороться с мышами и крысами. В постановлении, которое господин Онищенко разослал по всем городам и весям, значится: в России сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, обусловленная высоким уровнем заболеваемости различными инфекционными болезнями (в том числе псевдотуберкулезом, геморрагической лихорадкой), переносчиками которых являются крысы и мыши. Их численность значительно превышает приемлемый показатель. Так, в Санкт-Петербурге она составляет 1,7 особь на 1000 кв. м, в портовых городах Краснодарского края – 7,5 особей на 1000 кв. м, а в городах Еврейской автономной области – 16 особей на 1000 кв. м. В Новосибирске, как сообщили корреспонденту НГС.Новости в областном центре дезинфекции, на 1000 кв. м приходится 0,7 крысы (норма – 0,5 крысы), однако проблема все равно достаточно остра.
Главная болезнь, которой заражаются новосибирцы благодаря крысам и мышам (через продукты питания), – это псевдотуберкулез или дальневосточная скарлатиноподобная лихорадка. Как сообщили в Территориальном управлении Роспотребнадзора по Новосибирской области, в 2006 году было зафиксировано 590 случаев заболевания этой болезнью (в 2005 году заболевших было 610). Симптомы псевдотуберкулеза: озноб, головная боль, недомогание, боль в мышцах и суставах, бессонница, першение в горле, кашель. Температура тела повышается до 38-40 градусов. Затем начинаются боли в животе, тошнота, рвота, понос, а также сыпь. Излечиться от псевдотуберкулеза можно за 1,5-2 недели.
Укусы крысами (и как следствие – заражение) изредка, но встречаются. В основном крысы кусают детей, которые находят полуживых недотравленных особей и начинают таскать их за хвост.
Пытаясь разобраться в крысиной проблеме, корреспондент НГС.Новости столкнулся с двумя любопытными явлениями. Во-первых, многие фирмы, специализирующиеся на травле грызунов (по-научному – дератизации), имеют весьма романтические названия: "Прекрасная Природа Сибири", "Лесное озеро" и т.д. Во-вторых, оказалось, что более или менее точного количества грызунов у нас не знает никто.
Так, руководитель Областного центра дезинфекции Виктор Пуцин (самого крупного предприятия подобного профиля), сообщил о 0,7 крысы на 1000 кв. метров на территории города. В области дела обстоят гораздо хуже – на 1000 кв. м приходится целых 4 крысы.
Что же касается статистики по районам Новосибирска, то оказалось, что ее никто не ведет. Директор OOO "Сибирский центр дезинфекции" Елена Ермолина посоветовала не верить цифрам – крысы постоянно мигрируют, и подсчитать их точное количество не представляется возможным.
В "Сибирском центре дезинфекции" корреспондента НГС.Новости успокоили лишь в одном – огромных крыс-мутантов у нас на свалках не водится. "В 1998 мы с корреспондентами отправились на главную городскую свалку и обнаружили лишь нескольких грызунов, – рассказывает Елена Ермолина. – Гораздо больше живет в подвалах девятиэтажек и хрущевок, а также в частном секторе, где люди разводят кур и свиней. В размерах крысы не увеличились, как и раньше, их средняя длина составляет 25 см".
Так или иначе, системная работа по тотальной дератизации на объектах ЖКХ, торговли, общественного питания, пищевой промышленности в Новосибирске отсутствует. Далеко не все ЖЭУ своевременно вызывают дератизаторов, в частном же секторе травля крыс выполняется только по заявкам.
Разнообразных крысиных ядов у нас существует предостаточно, и многие из них вполне эффективны. Нашествие заполонивших Англию "суперкрыс", растолстевших на выброшенном фастфуде и вследствие этого выработавших стойкий иммунитет к применяющимся методам уничтожения, нам не грозит: трехсот гамбургеров с хлоркой, ежедневно утилизированных "Подорожником", для наших крыс явно недостаточно. Более того, наши крысы – рассказывают в "Сибирском Центре Дезинфекции" – в некоторых местах до того разжирели и разленились, что берут яд прямо с рук.