В Алтайском крае разработан порядок отнесения автомобильных дорог к муниципальной собственности
Постановлением российского правительства “О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации” муниципалитетам рекомендовано утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения или муниципального характера, и порядок утверждения перечней таких автомобильных дорог. Сегодня, 20 сентября, состоялось заседание краевой комиссии по местному самоуправлению, на осуждение участников которой и были предложены эти принципы.
Как пояснил заместитель начальника управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Герман Страхов, разграничение этих полномочий относится к обязанностям органов местного самоуправления. Таким образом, расходные обязательства по содержанию данных дорог также ложатся на плечи муниципалитетов. Поэтому необходимо определить основные принципы, в соответствии с которыми дороги будут отнесены к собственности тех или иных муниципальных образований.
Герман Страхов предложил следующую классификацию автомобильных дорог:
I. Автомобильные дороги общего пользования, в том числе:
1. Федерального значения (собственность Российской Федерации);
2. Регионального или межмуниципального значения, за исключением автодорог федерального значения (собственность субъектов Российской Федерации);
3. Местного значения, за исключением автодорог федерального и регионального значения, относящихся к собственности:
- поселений в границах населенных пунктов поселений;
- муниципальных районов (автодороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);
- городских округов (автодороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);
-относящиеся к частной и иной формам собственности;
II. Автомобильные дороги не общего пользования (автодороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц, используемые ими для обеспечения собственных технологических или частных нужд).
“В целях реализации постановления правительства РФ в каждом из уровней муниципальных образований (район, городской округ, поселение) необходимо принять несколько нормативно-правовых актов. Во-первых, это постановление об утверждении показателей определения автомобильных дорог общего пользования муниципального района (городского округа, муниципального поселения). Во-вторых, об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования. И, наконец, о принятии имущества (автомобильных дорог и сооружений на них) в муниципальную собственность. Принятие решений о передаче имущества должно осуществляться на основании соответствующего постановления правительства”, - пояснил он.
Затем заместитель начальника управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Герман Страхов предложил участникам совещания возможные варианты отнесения автомобильных дорог общего пользования к муниципальной собственности соответствующего статуса. В частности, автомобильными дорогами общего пользования муниципального поселения являются дороги в границах муниципального поселения (улично-дорожная сеть сел, деревень и других населенных пунктов, а также автодороги, соединяющие эти населенные пункты). Исключение составляют автодороги общего пользования, отнесенные к федеральной, региональной собственности или собственности муниципального района, городского округа. В то же время автомобильными дорогами общего пользования муниципального поселения могут считаться подъезды к важным объектам (ферма, стан, бригада и т.д.), расположенные в границах поселении. Причем они не должны быть включены в перечни автомобильных дорог федерального, регионального или местного значения муниципального района или городского округа.