Бюджет, процесс «7/8» и свобода слова
Россия стоит на пороге реального политического процесса, который может привести к глобальным изменениям в обществе. Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский для простоты восприятия называет процесс этот “7/8”. Политолог считает, что именно на парламентских выборах должен определиться реальный кандидат на президентское кресло.
“Не нужно пренебрежительно относится к парламентским выборам – в них у нас реально проявляется кандидат в Президенты”, - заявил Павловский в ходе состоявшегося в Москве II всероссийского медиа-форума.
Все выстроенные сейчас прогнозы по поводу выборов он посоветовал “засунуть … в сумочку”.
Кроме того, в скором будущем стране предстоит пережить очередную реформу. Изменения коснутся принципа формирования бюджета. Причем, если верить члену комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Буренину, предстоящая работа окажется даже сложнее административной реформы.
12-13 сентября 326 региональных представителей СМИ из 78 регионов России получили возможность открытого диалога на эти темы не только с первыми лицами партии “Единая Россия”, но и политологами, представителями администрации Президента РФ и своими коллегами – известными ведущими, редакторами центральных СМИ.
"Мы приглашаем журналистов на форум не для того, чтобы навязывать свою идеологию, как пишут некоторые, - нам важен диалог, общественное мнение о нашей деятельности, планах и позиции", - заявил заместитель руководителя политического департамента ЦИК ПП "Единая Россия" Александр Астафьев.
Политическая организация, по праву именующая себя партией власти, решила объясниться с четвертой властью.
"Четвертая власть, с одной стороны, - великая созидающая сила, но, как всякая власть должна жить по определенным законам и эти законы должны быть определены журналистским сообществом", - сообщил на открытии министр и сопредседатель Высшего совета "Единой России" Сергей Шойгу.
В ходе состоявшегося медиа-форума “единороссов” было сделано несколько важных заявлений:
“ЕР” должна обозначить свою кандидатуру на пост Президента РФ уже на парламентских выборах.
“ЕР” - по-прежнему, самая популярная партия в стране, ее ряды крепнут, а все перемены в политическом пространстве направлены на создание конкурентного поля в соответствие с демократическим курсом России. В то же время, пока ЕР не видит себе конкурентов.
ЕР должна быть лучше и эффективнее – с этой целью нужно вести диалог и быть открытыми.
Единороссы готовы нести ответственность за выбранный курс, и за собственные ошибки.
Провозглашенный организаторами демократизм форума подвиг журналистов на не слишком приятные вопросы и критику. В частности, единороссов критиковали за кадровую политику и отношение к вопросам партстроительства. Один из представителей СМИ укорил единороссов в “неспортивном поведении” - использовании мощнейшего административного ресурса на региональных выборах.
“Власть не даётся, власть завоёвывают, - в 99 году вы же о нас так не говорили? Есть, конечно, перегибы, но говорить о том, что мы ведем себя неспортивно, я бы не стал”,
- заявил сопредседатель Высшего совета ЕР, глава МЧС Сергей Шойгу. Секретарь президиума Генсовета "единороссов" Вячеслав Володин признал, что "изначально нормальной работы с кадрами не было, работаем с тем, что имеем".Руководителя ЦИК партии Андрея Воробьева спрашивали о готовящейся программе единороссов, и о том, не появится ли в ней понятие "суверенная демократия".
(Стоит заметить, что почти все вопросы об этой программе остались без четких ответов – установка ЕР – начать широкое ее обсуждение после декабрьского партсъезда). Он заверил собравшихся, что такие понятия как "суверенное государство" непременно будет присутствовать в программе". Затянувшийся процесс подготовки программы политик объяснил тем обстоятельством, что, несмотря на солидное представительство во власти (67 губернаторов - единороссы), 1 декабря партии исполнится всего 5 лет.
Владислав Сурков: “Мне не все равно, что будет с суверенной демократией!”
В рамках дискуссионного клуба "Информационное пространство суверенного государства" с журналистами общался один из самых не публичных чиновников Кремля - Владислав Сурков. Тон его ответов по поводу ведущейся в обществе дискуссии о судьбе России и суверенной демократии был неожиданно жестким:
“Дискуссия, которая идет вокруг этого понятия, меня не волнует. Мы не в филологическом кружке занимаемся: кому-то нравится этот термин, кому-то - не очень, - это абсолютно несущественно.
На мой взгляд, важно то, что стоит за этим и то, какой смысл мы в него вкладываем”, - заявил Сурков.
По его словам, ценность подобной дискуссии в том, что она актуализировала крайне важные взаимосвязанные темы личной и национальной свободы: “Справедливого порядка реализации этих свобод двух типов – личной свободы нашей страны, как субъекта мировой политики и ресурсного обеспечения этой свободы, потому что, как нас учит либеральное учение, мало про свободу рассказать, надо обеспечить ее ресурсом реализации”, - считает Сурков.
В 90-е годы, по мнению чиновника, о свободе в России только говорили:
“Могу сказать, что огромное количество людей в то время были настолько нищими, что называть их свободными, что бы ни было записано к Конституции, смешно. И об этом мы забываем все время.
Свободой нужно быть в состоянии пользоваться: иметь возможность зарабатывать деньги, делать карьеру, жертвовать на благотворительность. Все остальное – слова о свободе”.
А суверенитет, по словам Суркова – это рациональная свобода, независимость власти – в данном случае – народной власти, демократии.
Он считает, что общество должно продолжить дискуссию на тему - что означает быть свободной страной:
“В конституции почти всех стан мира написано, что они независимые, свободные и суверенные. Но верим ли мы с вами, что это на самом деле? Что все страны - и с очень маленьким населением, и с очень маленькой экономикой - они что, действительно независимы и для обороны их границ достаточно собственной армии в 5 тыс. человек?
Или все-таки их суверенитет обеспечивается извне – другими центрами, как сейчас говорят – глобальными силами? Хорошо, мы хотим быть самодостаточной страной в смысле того, что сами можем обеспечить свой суверенитет или мы должны для этого прибегать к услугам других, более мощных стран? - Это ведь, вопрос.
И как бы очевидными не казались все эти вопросы на ответы, все не так очевидно, как представляется. А какая должна быть экономика у страны и нации, которая претендует на то, чтобы быть свободной, самостоятельной нацией? Это не должна быть, какая то банальная нефтяная экономика - сегодня она справляется с задачей, а завтра может перестать справляться, - как с нами уже случилось.
Что нужно сделать в экономике для того, чтобы мы и впредь, на много лет вперед, насколько нам хватает горизонта планировать, быть такой же свободной нацией? - Это не праздный вопрос!
Поэтому мне все равно, что будет с термином, мне не все равно, что будет с суверенной демократией! - заявил Сурков.
Финансовая политика: достойный набор услуг - каждому
Думать единороссам приходится не только о будущем, но и настоящем. До 207 года партии власти предстоит показать свои лучшие качества. И одной из самых важных проблем, требующих последовательных действий и принципиальной позиции – работа с бюджетом. Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин заявил, что единороссы очень жестко оценили работу Правительства РФ и обвиняют его в неэффективном расходовании бюджетных средств: ситуация, при которой финансовые структуры по своему личному усмотрению распоряжаются федеральными доходами, и решают, кому и сколько давать, - недопустима. С переходом на рыночные условия из бюджета страны выпала стратегическая составляющая. Совершенно не ясно, какие направления являются приоритетными. Более того, необходимо менять тот затратный принцип, по которому формируют главный финансовый документ. Сегодня на местах при подсчете расходов государственные учреждения и организации просто умножают свои затраты прошлого периода на инфляцию и совершенно не анализируют эти данные.
“Нужна система общей стратегии. Скорее всего, это будет среднесрочное планирование на 5-7 лет”, - считает Буренин. По его словам, главная интрига заключается в том, кто займемся этой работой и выделением приоритетов.
Некоторые изменения в будущем могут коснуться и регионов. Предполагается определять регионы-локомотивы, которые должны будут вытащить себя и своих соседей из кризиса. Новый принцип еще только в процессе обсуждения, но известно, что опорными регионами не обязательно станут существующие лидеры. Выравнивание будет не по социально-экономическому положению области, а по уровню обеспеченности граждан.
- Каждый человек, независимо от того, где он живет, должен получить достойный набор услуг, - пояснил секретарь президиума генерального совета партии "Единая Россия" Вячеслав Володин. - Делается это для того, чтобы не было сильного разделения по социальному уровню жизни граждан. Также важно, чтобы территории не отделяли себя от общероссийских задач.
О свободе слова и глобальном информационном пространстве
Не менее жестко и эмоционально было встречено мнение о проблемах со свободой слова в России. В этом вопросе Суркова поддержал политический обозреватель Александр Ципко, который заявил, что по реальному влиянию прессы на общественно-политическую жизнь в 90-е года не было ни одного примера свободы слова, а СМИ тогда контролировали Гусинский и Березовский, для которых была свобода разрушать страну. “На мой взгляд, сейчас страна при Путине куда более свободна с точки зрения национальных интересов, а не с точки зрения чисто формальной. Это мое убеждение”, - подчеркнул Ципко.
Владислав Сурков
тоже заявил, что в этом смысле никакого ухудшения не произошло:“Большие телеканалы, к которым все время предъявляют претензии (В. Сурков говорил о Первом и Втором) и тогда были государственными, только там почему-то хозяйничали не представители государства, а другие люди, которые формально никакого отношения к ТВ не имели. Мы ни у кого ничего не отняли, и я прошу это запомнить! Что касается НТВ, то, повторюсь еще раз: ни один менеджер не может позволить себе, - если это частный рыночный канал - набрать кредитов столько, сколько он никогда в жизни не вернет, и знает о том, что он их не вернет. Если они - независимая структура, зачем столько кредитов набрали у госкомпании, на что они рассчитывали? Это ж не бесконечная вещь: если брал кредит – либо верни, либо отдай добро. Везде так работают! А НТВ работало не правилам рынка и демократии. Потому что был сговор под видом кредитования, - заявил Сурков.
Говоря о свободе слова вообще, как об информационной составляющей обеспечения национального суверенитета, чиновник заметил, что, например, ограничения на доступ иностранных компаний по эфирному вещанию существует в США. На этот счет у американцев существуют очень жесткие законодательные ограничения. В Германии, по его словам, есть норма законов: нельзя подрывать целостность германской федерации.
Что касается России, то, по словам Суркова, определенные ограничения в информационном поле должны быть, но не нужно понимать суверенитет, как изоляцию - это конкурентоспособность:
- Поэтому ограничения должны быть минимально необходимыми. Должно быть открыто почти все, кроме узкого набора инструментов, который составляет главный ресурс суверенитета. Очень часть наши оппоненты искажают смысл: мы не имеем в виду какие то исключительное вопросы по зажиму информации или закрытию России от внешнего влияния”, - сообщил Сурков, подчеркнув, что никакого дополнительного специального регулирования быть не должно, так как это приведет к стагнации информационного поля и деградации. Напротив, чиновник полагает, что необходимо больше удалять больше внимания информационному присутствию в глобальном информационном пространстве:
“Здесь не надо свои силы переоценивать – мы еще не много здесь можем. Но дело очень часто не в технических возможностях вещания, ведь вопрос не только в том, как вещать, но и что вещать. Когда стране есть что сказать другим странам, когда у нее есть концепция, и образ жизни ее интересен и привлекателен другим, тогда, наверное, даже если мы будем передавать с маленькой радиостанции, мир к нам прислушается”, - подытожил Сурков.
В этом смысле для нашего региона актуально мнение координатора "Молодой Гвардии Единой России" по идеологии и политической работе Ивана Демидова, который считает, что в эпоху приближающейся цифровой революции в телерадиовещании на первое место вновь выйдет проблема содержания программ:
“Увеличение технических возможностей телевидения поставит вопрос о наполнении новым контентом. И здесь, с точки зрения содержательного наполнения региональных новостей, следует отметить, что зрителю интересно смотреть, что происходит на его улице, в его городе, в его регионе. Его также интересуют новости московские - то есть новости страны и мировые. А вот информация о жизни соседнего региона ему не интересна. Однако предпринимаются попытки реализовать некие проекты, которые рассказывали бы о новостях федерального округа, например, или группы регионов. Эти попытки достойны уважения.
Рынок может организовать информационное пространство сам по себе, но он будет преследовать свои интересы. Информационное пространство ни государством, ни властью не должно быть отдано на откуп рынку”, - считает Демидов.
ЕР растит себе конкурентов
И хотя член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия" Андрей Исаев уверен, что "Единая Россия" еще длительное время будет оставаться партией власти, он все же надеется, что все же будут вырастать партии-конкуренты, более мощные, более сильные, одна из которых, когда-то демократично сменит "Единую Россию", набрав большинство.
“Мы за выстраивание нормальной партийной политической системы, которая невозможна без сильных партий, в том числе других сильных партий. И поэтому любой шаг, направленный на формирование другой сильной партии, для нас полезен и нами приветствуется стратегически. Он может быть нам вреден тактически. Он может портить нам нервы на сегодняшних выборах. Он может делать наше существование менее беззаботным. Но он соответствует нашему внутреннему убеждению”, - заявил Исаев.
Единороссами воспринимается, как очень позитивный шаг: “Это демонстрация, куда надо двигаться”, - заявил Исаев.
Глеб Павловский “остудил пыл” единороссов, напомнив, что порой, сила, имеющая все основания победить, совершив ряд ошибок, оказывается в проигрыше. А побеждает в итоге та, что вообще не рассматривалась в качестве вероятного фаворита.
“Политика – это такой упаковочный цех, который может вас переупаковать так, что вы окажитесь в разных консервных банках. Это очень рискованная сфера. Политическая логика существует, но она не похожа на обычную логику в обычном смысле слова. Это логика борьбы, в ней участвуют различные политические субъекты”, - предостерег Павловский.
“Мы накануне реального политического процесса. Для простоты я называю его 7/8. То есть выборы федеральные - в парламент, а потом – президентские выборы. Они у нас спаянные в один процесс, и строго говоря, никто заранее не знает, на каком его этапе проявляется реальный кандидат”, - считает политолог.
С. Шаповалова