Алтайские депутаты считают необходимым изменить ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
Вчера, 31 августа, на 27 сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов, заслушав и обсудив информацию, касающуюся ряда положений федерального закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека", депутаты решили направить в Госдуму в порядке законодательной инициативы проект федерального закона, согласно которому следует признать утратившими силу абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Председатель комитета АКСНД по охране здоровья и социальной защите населения Ирина Солнцева назначена официальным представителем крайсовета при рассмотрении в Государственной Думе этого проекта федерального закона.
Как отмечено в тексте документа, необходимость внесения изменений обусловлена расхождением толкования норм законов в части получения согласия родственников на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Противоречие указанных законов заключается в следующем. Статьей 8 закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека" предусмотрено, что "изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту".
Согласно же пункту 3 статьи 5 ФЗ "О погребении и похоронном деле" для изъятия органов у трупа необходимо получать разрешение у родственников или третьих лиц. А именно - в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего. При отсутствии таковых - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Фактически нормы указанных законов противоречат друг другу. Они неточно устанавливают круг лиц, уполномоченных на дачу согласия, и не предусматривают, кто из уполномоченных лиц имеет приоритетность в даче согласия на трансплантацию органов.