Белые пятна истории Барнаула: барнаульцы в войне 1812 года
Мало кто знает, что жители Барнаула и Алтайского края служили в 39-ом Томском полку в составе 24-й пехотной дивизии под командованием генерал-майора Петра Лихачева и защищали Смоленск в Отечественной войне 1812 года.
С 1805 года страна постоянно воевала. С Персией, Турцией, Швецией, Францией, со всей Европой. Была рекрутская система. Призывались жители от 17 до 35 лет. Призыв шел постоянно, потому что война - это жертвы, и нужно было много новых солдат. Рекрута могли взять из Вятской губернии, а прислать сюда. По принципу экстерриториальности, который сохраняется в армии и сейчас.
Так сложилось, что в 1806 году две трети Томского мушкетерскго полка (в 1810 году он был переименован в пехотный) раскомплектовали по другим соединениям. Осталось от него четыре роты. Недостающие восемь рот комплектовали как раз рекрутами из Чарышской и Колыванской волости.
Всего в полку было 1896 рядовых и офицеров и 55 музыкантов. Штаб этого полка перед войной располагался в Барнауле. Гарнизонов тогда не было, и всех солдат расквартировывали по домам в Барнауле, и в близлежащих деревнях и селах. У жителей при этом была такая повинность - они обязаны были приютить военных. Интересно, что при этом хозяева не обязаны были кормить солдат. Разумеется, шли на хитрости. Только хозяин, разморенный, ложился отдохнуть, начинали стучать в барабаны, все солдаты вскакивали, бежали в строй как по тревоге, маршировали и кричали. Все это повторялось через каждые два часа. Потом хозяева были рады и кормить, и поить служивых, только бы не было побудок.
У солдат была прекрасная возможность уйти от крепостной зависимости. Они убегали... в армию. В 1813 году, например, в Барнаул прибежал один такой, некий Василий Колегов. "Причислен в полк из числа беглых" - так записано в армейских документах того времени. С этого момента он не подлежал выдаче.
Полк располагался около сереброплавильного завода, за теперешней улицей Никитина. В 1806 году там, где сейчас поселок Восточный, было организовано что-то вроде военного лагеря. Раз в году на шесть недель полк собирался там на учения.
В информации использованы материалы докторов исторических наук
Алтайского государственного университета
Юрия Гончарова и Александра Старцева,
а также кандидата исторических наук
подполковника Николая Ростова
(факультет военного обучения АлтГТУ)