Табуреткой по голове: трое военнослужащих в Бийске осуждены за дедовщину (фото)
Газета "Бийский рабочий" опубликовала статью "Армейский беспредел" о бесчинствах в одной из воинских частях, дислоцирующихся неподалеку от Бийска.
12 июля 2006 года Бийским гарнизонным военным судом вынесен обвинительный приговор троим военнослужащим одной из бийских частей: сержанту Дмитрию Азееву, рядовым Магомеду Шамхалову и Исе Сайгинурову. Возраст подсудимых – от 19 до 25 лет.
Рядовой Сайгинуров в течение нескольких месяцев вымогал у сослуживцев деньги, демонстрируя физическую силу. В середине ноября прошлого года он, как сказано в приговоре, по одному вызывал рядовых в комнату для сушки обмундирования, где требовал ежемесячно приносить по 300 рублей из денежного довольствия. В подтверждение угроз Сайгинуров, надев боксерские перчатки, избивал рядовых поодиночке. Месяцем позже (видимо, почувствовав свою безнаказанность) вымогатель переключился на командный состав – младших сержантов.
В начале января 2006 года, желая проучить сослуживцев за “неорганизованную” передачу денег, Сайгинуров заставил их в течение более получаса отжиматься от пола, подпрыгивать на месте, находиться в положении “полуприсед”. А после потребовал передать, кроме требуемой ранее суммы, еще по 500 рублей с каждого. В тот же вечер в спальном помещении казармы Сайгинуров, глумясь над рядовыми и младшими сержантами, вновь приказал им принять положение “полуприсед”, на этот раз уже прямо в кровати. Тех, кто отказался выполнить его требования, Сайгинуров привел в комнату досуга и избил. Далее вымогательство и расправы с непокорными продолжались.
В середине декабря 2005 года рядовой Шамхалов, угрожая избиением, заставил младшего сержанта постирать свою одежду, а вечером следующего дня избил за плохо постиранную форму. Несколько дней спустя Шамхалов предъявил рядовому претензии по поводу утраты своего сотового и потребовал найти телефон или принести 2 тысячи рублей. Услышав отказ, Шамхалов начал избивать сослуживца, а продолжил – на следующий день. После, глумясь, затащил в туалет, где бил сапогами.
31 декабря 2005 года Шамхалов распивал спиртное и остался недоволен тем, что младший сержант и рядовой своевременно не предупредили его о появлении дежурного офицера. Тогда подвыпивший рядовой в присутствии личного состава заставил провинившихся отжиматься от пола и стоять в положении “полуприсед”. А когда от усталости сослуживцы не смогли выполнять его требования, Шамхалов два раза ударил каждого табуретом по голове.
Как-то вечером после команды “отбой” в спальном помещении казармы Шамхалов заставил избиваемого им ранее рядового в течение 30 минут по команде надевать и снимать противогаз, читать, не снимая средства защиты, общевоинские уставы ВС РФ, отжиматься от пола, ползать под кроватями. Шамхалов вновь не изменил излюбленному приему – дважды табуреткой по голове.
Сержант Азеев и рядовой Шамхалов, действуя сообща, в начале января 2006 года поодиночке избивали рядовых и младших сержантов “за готовность доложить командованию части о притеснениях со стороны старослужащих”. Одного из рядовых Шамхалов обозвал доносчиком, избил (около 50 ударов валенком по голове), а затем душил ремнем, пока потерпевший не начал задыхаться.
По приговору суда наказание определено по совокупности совершенных преступлений в виде лишения свободы: Сайгинурову – сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; Шамхалову – сроком на 2 года 6 месяцев в колонии-поселении. Азеев приговорен к содержанию в дисциплинарной воинской части на срок 1 год.
Ничуть не исключено, что случаи издевательства в этой воинской части продолжались бы и по сей день. Приведем цитату из частного постановления Бийского гарнизонного военного суда: “В результате ненадлежащего исполнения командованием части своих должностных обязанностей военнослужащие последнего срока призыва, не выдержав издевательств со стороны старослужащих, уроженцев Республики Дагестан, сами учинили самосуд, избили их, в том числе и указанных подсудимых, связали их и сдали командованию для принятия мер, что свидетельствует о полном невладении обстановкой офицерами части в подразделениях и их отдаленности от личного состава”. В постановлении суда обращается внимание командующего армией на совершенные преступления и необходимость профилактики.
Стоит напомнить, что немногим ранее – 10 апреля 2006 года – Бийский гарнизонный военный суд вынес обвинительный приговор по делу еще одного старослужащего из другой бийской части, а именно ефрейтора Максима Сафронова. Он систематически издевался над своим командиром – младшим сержантом: избивал, унижал, приказывал приносить тапочки и сигареты. Как следует из частного постановления суда, предъявляя незаконные требования, старослужащий оскорблял младшего по возрасту командира, подавляя психически и угрожая физическими действиями, заставлял выполнять различные услуги в своих личных интересах, в присутствии других военнослужащих демонстративно унижал его честь и достоинство, подрывая авторитет. В результате ефрейтор Сафронов довел собственного командира до суицида.
Во время несения караула сержант выстрелил себе в голову из АК-74. В записной книжке самоубийцы, изъятой в ходе осмотра трупа, обнаружен текст: “Простите меня за все, но я так больше жить по-зверски не могу и поэтому ухожу из жизни тихо и молча...”.
Как следует из обвинительного приговора, причастность ефрейтора Сафронова к смерти младшего сержанта доказана полностью, и именно постоянные издевательства повергли сержанта в состояние депрессии с последующими суицидальными мыслями. И опять же, как следует из частного постановления суда, со стороны командования отмечалось невнимание к подчиненным и невладение ситуацией, что привело к возможности издевательств над старшим по званию.
После инцидента сложную обстановку постарались замять: очевидцев событий быстро перевели в другие, чаще отдаленные, воинские части. Затем провели расследование, в котором делались необоснованные выводы об изначальной непригодности самоубийцы к военной службе, его семейно-бытовых трудностях и прочих проблемах.
“Административное расследование носило формальный характер и способствовало сокрытию реальных фактов”, – такая точка зрения изложена в частном постановлении Бийского гарнизонного военного суда. Более того, в том же постановлении отмечено: “... вызывает недоумение... предложение по принятию мер и привлечению офицеров части к дисциплинарной ответственности, поскольку, как установлено в суде, оно сыграло обратную роль, все указанные офицеры получили повышение, причем в самые кратчайшие сроки после происшедшего”.
Остается признать, что военные (то есть командование всех уровней) по-прежнему склонны утаивать и замалчивать любые случаи дедовщины, даже когда они приводят ко столь роковым последствиям...