Антимонопольное законодательство станет понятнее и строже
В ближайшие дни президент страны Владимир Путин должен подписать закон "О защите конкуренции". Документ уже прошел почти все необходимые процедуры согласования - в частности, он был одобрен на заседании Совета Федерации. Предполагается, что новый антимонопольный закон, который существенно уточнит действующее законодательство в этой сфере, вступит в силу с 1 января 2007 года.
"Этот закон совершенно прозрачен и понятен любому предпринимателю. Он учел все наработки, которые есть в деятельности антимонопольных органов с 1991 года. Он значительно усовершенствует законодательство в этой сфере: с одной стороны, будет уменьшено влияние государства на экономику, с другой – влияние антимонопольных органов усилится", - так прокомментировала новшество сегодня, 27 июля, на встрече с журналистами заместитель руководителя управления ФАС по Алтайскому краю Людмила Смирнова.
Новый закон содержит четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа. Уточнено понятие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке и формулировка "согласованных действий". Закон "О защите конкуренции" дает принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности и избегает оценочных терминов при определении монопольно высокой и низкой цены.
В целом, он развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Вводится исчерпывающий перечень запретов. При этом основных запретов три:
- на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом;
- на действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию;
- на недобросовестную конкуренцию.
Одним из существенных нововведений закона является введение критериев, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом. Определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.
Введено понятие государственной помощи. "Это предоставление органами власти федерального, регионального и муниципального уровня преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, создающих для них более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке. Конкретизация понятия "государственная помощь" позволяет упорядочить процедуру ее предоставления и ограничить незаконное предоставление льгот и преференций избранным хозяйствующим субъектам. Порядок предоставления помощи детально регламентирован положениями закона", - пояснила Людмила Смирнова.
Ряд статей закона направлен на снижение административного бремени хозяйствующим субъектам за счет сокращения круга сделок определенного характера. Не будет необходимости согласовывать каждую сделку по приобретению акций. Таким образом, в законе продолжена тенденция выведения из сферы государственного контроля организаций, которые не оказывают существенного влияния на состояние конкуренции.
Как подчеркнула заместитель руководителя управления ФАС по Алтайскому краю Людмила Смирнова, серьезным преимуществом является наличие исчерпывающего перечня функций и полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать хозяйствующим субъектам. Новый закон "О защите конкуренции" объединил в себе все необходимые требования к антимонопольному законодательству.
Помимо этого соответствующие изменения будут внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Законопроект направлен на совершенствование системы санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Наряду с принятием нового закона "О защите конкуренции" поправки в КоАП позволят не только наказывать, но и эффективно предупреждать антиконкурентные действия.
В КоАП введут принципиально новый вид штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, которые будут рассчитываться, исходя из суммы выручки нарушителя от реализации товаров (услуг) за предшествующий календарный год. При этом максимальный размер штрафа может составлять до 2% за злоупотребление доминирующим положением и до 4% - за картельный сговор.
Кроме того, в КоАП введут прямые составы административных правонарушений, предполагающие дифференцированные санкции для должностных лиц (штрафы или дисквалификация сроком на 3 года) и юридических лиц (в расчете от суммы выручки). Помимо ужесточения и дифференциации санкций за нарушение антимонопольного законодательства важнейшей новацией в КоАП должна стать норма об освобождении от административной ответственности участников картельных соглашений. В КоАП будут четко прописаны условия "программы смягчения" наказания.