Без комиссаров за спиной. Станут ли ветераны СВО новой элитой России?
Чуть менее года в России пытаются сформировать новую элиту в рамках программы "Время героев", когда важные управленческие должности передают ветеранам СВО. Однако для многих этот процесс остается практически незаметным, поскольку формально знаковые фигуры действующей власти в центре и на местах остаются прежними. Но как происходит это на самом деле и встречает ли проект президента противодействие, выяснили у экспертов.
Первый "спартанец"
О необходимости смены элиты в стране заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года, когда объявил о запуске с 1 марта новой кадровой программы "Время героев", цель которой – сформировать команду управленцев из участников СВО.
"Это порой совсем молодые ребята, за которых сердце наполняется гордостью. Такие не отступят, не подведут и не предадут. Они живут страной, ее будущим. Россию можно передать и доверить таким людям, как нынешние герои спецоперации", – заявил тогда Путин.
Свою позицию российский лидер объяснил не только эмоциями: "Они не кичатся своими успехами, не произносят громких лозунгов и слов, но в переломные моменты именно такие люди выходят на передний план".
Российское государство переживает переломный момент, поэтому управленческие решения должны принимать лица, которых не пугает нынешний экстрим в геополитике, соглашаются эксперты.
Впрочем, с начала действия "Времени героев" примеров вхождения в элиту ветеранов СВО, кажется, пока не много. Самой яркой является история Артема Жоги, который вместе со своим сыном Владимиром отметился еще в событиях "русской весны" в Донбассе с 2014 года в составе батальона "Спарта".
После начала СВО батальон "Спарта" участвовал в боях на территории ДНР. 5 марта 2022 года Жога-младший погиб в боях за Волноваху. Старший в сентябре 2023-го был избран спикером парламента ДНР. На выборах президента РФ Артем Жога был сопредседателем предвыборного штаба Путина, а 2 октября 2024 года назначен полпредом президента в Уральском федеральном округе.
Недостаточно мотивации, нужна квалификация
Другое известное назначение произошло в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), где участника СВО Руслана Александрова в апреле 2024 года местные депутаты единогласно избрали главой. О других громких прорывах фронтовиков во власть больше не слышно.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников не считает, что программа "Время героев" буксует и назначений на ответственные должности ветеранов спецоперации не происходит.
"Мы прекрасно понимаем, что для назначения на реально высокие должности с большой ответственностью в системе вертикали власти и органов государственного управления нужно иметь соответствующие компетенции и опыт. Недостаточно просто пройти курсы в рамках программы "Время героев", быть действительно мотивированным с точки зрения патриотизма, отношения к Родине, долгу. Требуется необходимая квалификация. Люди должны будут уметь управлять и отвечать за должности, которые им положены. Это так просто и быстро не делается", – пояснил он amic.ru.
Политолог Владимир Соловейчик также уверен, что ветераны СВО во власть все-таки приходят.
"Это не только Артем Жога, есть и другие назначения, в том числе у нас, на берегах Невы. Участники боевых действий становятся руководителями или заместителями руководителей подразделений администрации Санкт-Петербурга. Аналогичные явления происходят и в других регионах примерно на том же уровне, хотя, может быть, не так заметно для широкой общественности. Кроме того, недавно исполняющим обязанности губернатора Еврейской автономной области назначена Мария Костюк, сын которой участвовал в боевых действиях, умер в госпитале от ран", – рассказал он amic.ru.
Дмитрий Солонников отмечает, что ветераны СВО сначала должны войти в систему государственного управления, показать себя в ней:
"Только после того, как они проявят себя, им могут доверить какие-то значимые должности, что называется, с правом подписи и персональной ответственности. Без этого программа, наоборот, была бы фикцией. Людей ставили бы на руководящие должности, они бы там проваливались или за ними бы стояли какие-то политические комиссары, которые бы реально "рулили". Поэтому идет системная и грамотная работа".
По словам эксперта, сегодня нет задачи "показать картинку", пропустить какое-то количество участников боевых действий на руководящие должности:
"Одно дело – руководить, скажем, транспортным хозяйством или здравоохранением, социальной сферой мегаполиса или сектором АПК, а другое – быть успешным командиром воинской части. Человек сначала должен войти в эту систему, разобраться в ней, понять, как там все работает, настроить свои отношения с субъектами этих взаимодействий, а потом брать бразды правления в свои руки. Это происходит не сразу, а где-то в течение года. Каждую неделю мы о нескольких таких назначениях узнаем. Это показывает, что система работает реально, а не показушно".
"Рабочий люд" не вписался в систему
Конечно, скептики могут напомнить попытки "сверху" провести во власть "рабочий люд", предпринятые в 2011-2012 годах. Тогда полпредом в том же Уральском федеральном округе стал работник "Уралвагонзавода" Игорь Холманских, а депутатом Госдумы – токарь Валерий Трапезников. Да и ветераны боевых действий Афганистана и Чечни также не сыграли заметной роли в политической жизни, указывает сомневающаяся публика.
По словам Владимира Соловейчика, назначение Холманских и избрание Трапезникова были разовыми примерами и не носили системного характера. Что касается "афганцев" и "чеченцев", то задачи сформировать из них управленческие кадры не ставилось вовсе.
В избирательных кампаниях 2024 года на участников СВО сделала ставку партия "Единая Россия". Так, в сентябре 2024-го на довыборах в ХМАО депутатский мандат получил Дмитрий Аксенов – командир батальона "Югра", выдвинутый ЕР по одному из округов. В Томске депутатом гордумы стал капитан ВДВ Сергей Сеченов, участвовавший в боях в Харьковской области и Мариуполе, тяжело раненый, а после лечения и реабилитации пошедший в политику. На выборах в городскую думу Салехарда победил руководитель местной Ассоциации ветеранов боевых действий, органов внутренних дел и внутренних войск Юрий Новопольцев. Кстати, после победы он вернулся в свою часть, принимающую участие во фронтовых операциях. Некоторые участники СВО побеждали на выборах депутатов в Иркутске, Чебоксарах и в других городах и районах страны.
Впрочем, процесс продвижения в представительные органы ветеранов спецоперации идет довольно непросто, а негативных примеров в нем как минимум не меньше, чем позитивных. Многие помнят скандальную ситуацию, когда на внутрипартийных праймериз ЕР перед выдвижением кандидатом в Мосгордуму не прошел ни один из участников СВО.
В других регионах попытки продвижения кандидатов, наполняющих гордостью президентское сердце, порой оборачивались скандалами. Так, в Волгограде участники боевых действий проиграли детям бизнесменов – владельцев крупных предприятий. Местные наблюдатели увидели в этом неявное оппонирование президентскому проекту. В Ейске ветерана спецоперации Дмитрия Чернышова "прокатили" на праймериз, и он покинул ряды ЕР. А в Якутии участники СВО, волонтеры и вовсе массово снимались с предварительного голосования, назвав попытку своего выдвижения "борьбой с ветряными мельницами".
"Время героев" и времена КПСС
Участие в выборах и назначение на ответственные должности – разные вещи, делает ремарку Дмитрий Солонников:
"В избирательном процессе свои нюансы, там каждый за себя. Там идет борьба за места между кандидатами. Это реальная политическая борьба – кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Это же не перформанс, когда сказали, что нужно избрать некоторое количество человек, их и выбрали. Жесткая конкуренция в рамках предвыборной кампании – это правда. Мы ее просто зачастую не видим, нам кажется, что партия "Единая Россия" просто взяла и выиграла большинство мандатов. Да, выиграла. Но внутри партии была очень большая конкуренция".
Собеседник напомнил, что это явление чем-то напоминает советский период:
"Говорят, что во времена КПСС не было политической жизни. Была, да еще какая! Просто она была внутри КПСС. Мы уже потом, на поверхности видели, что победили представители одной партии. Но чтобы стать представителем этой партии, шла жесточайшая конкуренция. И сильнейшие разборки различных не видимых широкой публике центров влияния. И здесь то же самое. Политическая борьба внутри "Единой России" продолжалась и продолжается".
Кстати, одной программой "Время героев" процесс продвижения во власть ветеранов СВО может не ограничиться, это дал понять Владимир Путин на недавней встрече с бойцами, проходящими реабилитацию.
"Запускается еще один социальный лифт для ветеранов, с потенциальным охватом еще большим, чем у "Времени героев". Доступный каждому, кто хочет развиваться, – и те, кто его пройдут, наверняка не останутся без поддержки и в дальнейшем трудоустройстве, в первую очередь по направлениям, где ветераны будут всего нужнее: от патриотического воспитания и вообще работы с детьми до государственной или муниципальной службы", – сообщил президент.
Возможно, плюсы этой кампании будут, рассуждает Владимир Соловейчик:
"Мы помним по советскому прошлому, как изменилась в сторону большей социальности государственная власть, когда после смещения Хрущева к власти пришли бывшие фронтовики: первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, первый заместитель председателя Совета министров СССР Кирилл Мазуров и многие другие. И не случайно период 1965-1985 годов остался в памяти людей как "золотое" время с точки зрения уровня жизни, социальной защищенности, гарантий безопасности и так далее".