Увеличение платы за ЖКХ волнует сибиряков меньше, а монетизация - больше, чем остальных россиян
В ходе февральского всероссийского опроса населения исследовательский холдинг ROMIR Monitoring попросил своих респондентов оценить проводимые в стране реформы. Как сообщил ИА REGNUM гендиректор "ROMIR Monitoring-Новосибирск" Александр Баянов, респондентам было предложено ответить на вопрос: "Какие из реформ являются для Вас и членов Вашей семьи наиболее тяжелыми с материальной точки зрения?". В опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России.
Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то сумма всех ответов не равна 100%): трое из четырех опрошенных (76%) ответили, что наиболее тяжелой с материальной точки зрения для них оказалась реформа ЖКХ, повлекшая за собой увеличение тарифов на коммунальные услуги. Чуть более четверти респондентов (27%) сказали, что их материальное положение ухудшилось после замены льгот денежными компенсациями. Почти столько же опрошенных (26%) признались, что к материальным затруднениям в их семье привело уменьшение объема бесплатно предоставляемых медицинских услуг, а для каждого пятого респондента (20%) к дополнительным материальным трудностям привело уменьшение объема бесплатного образования.
Ответы сибиряков отличаются от среднероссийских. "Увеличение платы за услуги ЖКХ" как самую тяжелую реформу назвали 59% опрошенных жителей Сибирского федерального округа (в среднем 76%). "Замену льгот на денежные компенсации" в качестве тяжелой реформы называют 33% сибиряков, тогда как средний показатель по стране составляет 27%. "Уменьшение объема бесплатных медицинских услуг" волнует 21% сибиряков (средний показатель - 26%). "Уменьшение объема бесплатного образования" назвали 24% жителей Сибири, что несколько выше среднего (20%). "Никакие реформы", - ответили 5% сибиряков, затруднились с ответом 2%.
Распределения в зависимости от федерального округа, в котором проживают респонденты, показали, что наибольшее число "пострадавших" от повышения тарифов на услуги ЖКХ наблюдается в Дальневосточном ФО - 89%. А меньше других на повышение квартплаты жаловались респонденты Сибирского ФО - 59%. О тяжести последствий закона о монетизации льгот более других говорили респонденты Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов - по 39% в каждом. А меньше других почувствовали на себе тяготы отмены натуральных льгот участники опроса в Уральском ФО - 20%. Уменьшение объема бесплатных медицинских услуг привело к материальным затруднениям 30% опрошенных в Южном ФО - наивысший показатель по сравнению с другими регионами. Уменьшение объема бесплатного образования сказалось на семейных бюджетах респондентов Сибирского (24%) и Дальневосточного (25%) регионов. При этом 8% участников опроса в Центральном и 7% в Приволжском федеральных округах признались, что проводимые в стране реформы являются вполне посильными для их семейного бюджета.
От увеличения тарифов на услуги ЖКХ более других пострадали жители малых городов с населением до 100 тысяч человек - 82%, а меньше других - респонденты, проживающие в сельской местности - 69%. Замену льгот денежными компенсациями тяжелее других переживают жители мегаполисов с населением свыше 1 миллиона человек - 36%. А 12% жителей крупных городов (500 тысяч - 1 миллион) заявили, что реформы никак не повлияли на их материальное состояние. Этот показатель в два раза выше, чем в среднем по России. Распределения в зависимости от возраста респондентов представляют следующую картину. Об ухудшении материального положения в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги более других говорили респонденты в возрасте от 45 до 59 лет - 83%. А монетизация льгот больше других взволновала, как не трудно предположить, респондентов от 60 лет и старше - 51%. Треть пенсионеров (32%) также отметили, что уменьшение объема бесплатных медицинских услуг привело к материальным трудностям. А вот уменьшение объема бесплатного образования больше других поколебало бюджеты респондентов от 18 до 24 лет (31%), то есть тех, кто учится в настоящее время, и участников опроса в возрасте от 35 до 44 лет (30%) - родителей современных студентов, которые вынуждены платить за учебу своих детей.