Пермские продавцы парфюмерии не торопятся получать "алкогольные" лицензии
Государство готово сделать очередной шаг к монополизации алкогольного рынка. С 1 июля 2006 года производители и дистрибьюторы спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 процента смогут осуществлять свою деятельность, только получив в налоговых органах соответствующую лицензию. Новые требования больно ударят по отечественным производителям и оптовым продавцам парфюмерии и бытовой химии.
Государство стремится контролировать оборот спиртосодержащей непищевой продукции. Желание вполне объяснимое. Родина печется о здоровье своих неразумных детей: россияне не придают большого значения терминологии и активно потребляют внутрь "непищевые" лосьоны, одеколоны, жидкость от потливости ног и стеклоочистители. По статистике на долю дешевой парфюмерии и бытовой химии приходится столько же отравлений, сколько и на суррогатный алкоголь, всего же в 2005 году паленый алкоголь погубил 35 тысяч 929 россиян. В Прикамье от отравлений алкоголем сомнительного происхождения в прошлом году погибли почти полторы тысячи человек — это значительно выше, чем в других регионах страны.
Но и наблюдатели, и участники рынка сходятся во мнении, что забота о здоровье нации в данном случае служит хорошим поводом для того, чтобы вслед за водочным бизнесом прибрать к государственным рукам и парфюмерный рынок. Только за последний год прибыль в этом сегменте рынка увеличилась на 20 процентов, это одна из самых быстрорастущих отраслей экономики. Однако государственная законодательная инициатива может затормозить бурное развитие.
С 1 июля этого года вступают в силу отдельные положения закона о государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции N 171-ФЗ. Это означает, что на оборот парфюмерно-косметической продукции с содержанием спирта более 1,5 процента будут распространяться те же правила, что и на алкогольный рынок. Производители и оптовые продавцы парфюмерии должны иметь лицензию и специальное оборудование для торговли алкоголем, а также подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), куда надлежит заносить всю информацию о движении спиртосодержащей продукции. Стоимость ЕГАИС сегодня составляет порядка 6 тыс. долларов без учета ежемесячной абонентской платы в 1 тысячу долларов. Стоимость лицензии — 250 тыс. рублей, при этом право на распространение спиртосодержащей продукции имеют только ООО, т.е. всем оптовикам, работающим как ЧП, необходимо в кратчайшие сроки перерегистрировать форму собственности. Такие расходы могут позволить себе только сильные и крупные игроки. Мелким компаниям проще отказаться от оптовой торговли парфюмерией.
Розничные продавцы в законе не фигурируют, но им тоже не поздоровится: как пояснил корреспонденту ИА "Верхнекамье" исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Владимир Салев, "сокращение предложения неминуемо скажется на рознице: оптовики "задерут" цены и мелкие предприниматели вынуждены будут искать замену товару, ставшему нерентабельным".
Мнение руководителя РПКА подтверждают и пермские дистрибьюторы парфюмерии. По словам директора сети "Матрона" Дмитрия Нецветаева, повышение цен неизбежно: "Вначале скачок будет очень большой — процентов до тридцати: если "просядет" предложение, спрос накалится, розница все сметет по любой цене. В течение квартала рынок будет лихорадить, потом, когда все утрясется, цены упадут, но все равно будут чуть выше нынешних — лицензию ведь надо отбивать".
Пермские парфюмерные компании заняли выжидательную позицию: как сообщил начальник отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции краевого управления ФНС Виталий Макарихин, документы на получение лицензии к настоящему времени подали только две организации. По разным оценкам, только в Перми работают около полутора десятков оптовых продавцов парфюмерии — это без учета "филиалов" крупных федеральных дистрибьюторов вроде "Мак Дака", "Юниленда" и "Градиента". Если учесть, что определенный законом срок рассмотрения заявки составляет тридцать дней, можно предположить, что к 1 июля ни одна пермская компания не будет готова выполнить новые требования.
Впрочем, есть надежда, что закон не вступит в силу так скоро. Представители РПКА и Торгово-промышленной палаты РФ обратились к правительству, Госдуме, ФАС и администрации президента с просьбой отложить введение закона до конца года, а за это время подготовить и внести в него поправки, искореняющие "уравнивание" духов и алкоголя. "Действие закона не должно распространяться на оборот густой косметики (кремы, бальзамы), аэрозольной продукции в металлической упаковке (лаки для волос, муссы) и парфюмерии (духи, туалетная вода с содержанием душистой добавки до десяти процентов)", — говорит Владимир Салев. Действительно, трудно представить "измученного нарзаном" россиянина, употребляющего французский парфюм, упакованный в герметичный пузырек с пульверизатором, крем от угревой сыпи или лак для волос.
Хотя, плюсы у закона несомненно есть, — считают продавцы парфюмерии. "Если закон поможет повлиять на черный рынок, мы будем только "за", — говорит управляющий парфюмерно-косметической компанией L’Ambre Яна Кириллова. — Под видом элитной парфюмерии порой продают такую дрянь, которая не только "не пахнет", но и просто опасна для здоровья. "Укрупнение" оптовиков тоже, скорее, плюс — крупные компании более прозрачны, а значит у розничных продавцов будет меньше шансов "нарваться" на "нелегальщиков".
ИА "Верхнекамье"