Введение единого госэкзамена отложено до 2009 года

Введение ЕГЭ отложили до 2009 года. Такое решение приняло вчера правительство, предложившее Министерству образования и науки доработать поправки в действующие законы об образовании. Тем самым была сделана уступка ректорам престижных столичных вузов, которые активно сопротивлялись замене вступительных экзаменов на ЕГЭ. Теперь у них есть время пролоббировать поправки, которые позволят вводить дополнительные ограничения на прием студентов независимо от результатов их тестирования.

Тестирование при оценке результатов обучения в России не новость: оно применялось с начала 20-х годов и было упразднено в 1936-м как чуждое советскому строю. В постсоветской России эту методику оценки знаний решили реабилитировать. Эксперимент по переходу на единый госэкзамен (ЕГЭ) начался в 2001 году, когда Министерство образования и науки приняло решение о реформе системы оценки знаний и изменении схемы поступления в вузы. Вчера была предпринята попытка подвести итог эксперимента.

В целом одобрили, но отправили на доработку Вчера тема ЕГЭ обсуждалась на заседании правительства. Ожидалось, что будут одобрены к внесению в Госдуму поправки в действующие законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые закрепили бы ЕГЭ как единственный выпускной-вступительный экзамен.

Для отсева
Аналог ЕГЭ используется в Великобритании и США. Считается, что эта система тестирования знаний - ACT (тест для поступающих в колледж) - позволяет предварительно отсеивать при приеме в престижные университеты слабых абитуриентов. Но окончательное решение о приеме абитуриента остается за руководством учебного заведения, при этом учитываются как таланты будущего студента, так и взнос его родителей в университетский фонд. Судя по всему, такую же роль сита ЕГЭ будет играть и в России.
Однако члены кабинета, в целом одобрив законопроект, высказались за его доработку. Законопроектом было предусмотрено, что поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России завершится к 2008 году. Вчера было рекомендовано отложить переход на тестирование знаний до 2009 года.

Кроме того, правительство решило обсудить преференции самым престижным учебным заведениям страны. Такие столпы российской высшей школы, как МГУ, МГИМО, МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ и другие, получат право вводить дополнительно собственные экзамены.

Один из разработчиков законопроекта сказал "Газете" на условиях анонимности, что "торможение введения ЕГЭ было пролоббировано ректорами, которые требовали от министерства создания механизма по дополнительному отсеву неугодных абитуриентов".

Тем не менее в Министерстве образования и науки высказывают мнение, что закон о ЕГЭ будет окончательно одобрен правительством через месяц. Об этом заявил министр Андрей Фурсенко. Он уточнил, что Госдума рассмотрит законопроект во время осенней сессии.

Фурсенко подчеркнул, что "ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки знаний, абитуриентов следует принимать по результатам олимпиад, вузы могут вводить также дополнительные испытания на свое усмотрение".

Результаты экзаменов проверят родители

Прочие положения законопроекта члены кабинета оставили в силе. Например, за проведением экзаменов будут следить общественные наблюдатели - как представители родительского комитета, так и члены неправительственных организаций и журналисты. Наблюдатели будут присутствовать не только на самом тестировании, но и на проверке его результатов. Состав наблюдателей будет ежегодно обновляться.

Полные сведения об участниках и результатах ЕГЭ будут размещены на специальном сайте и станут доступны всему ректорскому сообществу. Так называемые "границы шкалы результатов" каждый год планируется обновлять в зависимости от среднего показателя знаний российских выпускников в прошлом году. То есть если в прошлом году 40 баллов по химии считалось тройкой, то в этом аналогичный набор баллов может оказаться четверкой.

Ректоры вузов довольны

Ректорское сообщество к ЕГЭ по-прежнему относится противоречиво. Как рассказал "Газете" проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович (этот вуз уже несколько лет принимает абитуриентов исключительно по результатам ЕГЭ), с введением этого механизма многие студенты-немосквичи наконец-то получили шанс поступить в их вуз без дорогостоящих репетиторов и взяток. "Мы на практике убедились, что результаты ЕГЭ совпадают с результатами сессии, то есть студент, поступивший к нам с 80 баллами, продолжает учиться на четверки и пятерки", - сказал "Газете" Канторович.

У руководства МГУ им. Ломоносова иное мнение. Ректор МГУ Виктор Садовничий вчера заявил "Газете": "По нашему опыту, победители предметных олимпиад в целом учатся на 20% лучше, чем обычные студенты". Иными словами, Садовничий по-прежнему выступает "за многовариантную систему приема в вузы, включающую обычные экзамены, олимпиады, а также ЕГЭ".

Ректор Садовничий не скрывает удовлетворения вчерашним решением правительства. По его мнению, при введении ЕГЭ коррупция при приеме в вузы не уменьшилась, а просто приобрела иные, более изощренные формы.

Снизится ли благодаря введению ЕГЭ уровень коррупции в системе образования?

Михаил Мейер / профессор, директор Института стран Азии и Африки при МГУ:

"Эти меры отнюдь не гарантируют снижение коррупции. Просто все переходит на другой уровень: сначала была, как считается, коррупция на уровне высшей школы, теперь она будет на уровне школ и лицеев. То есть люди, которые не имеют оснований получить высокий балл по ЕГЭ, теперь купят его в школе.

У нас ЕГЭ пока нет, поскольку МГУ вне министерской системы. Правда, думаю, эта свобода будет продолжаться недолго, поскольку идет довольно отчетливое усиление централизации управления. Так что скоро и нас приведут к общему знаменателю, тем более что мы находимся в таком выгодном положении, что многие нам просто завидуют. Скажем, если бы вы были ректором Санкт-Петербургского университета, то, наверное, подумали бы: "Почему москвичам можно, а нам нельзя? Обидно!"

Наше отношение к ЕГЭ единодушно, но дело даже не в том, чтобы как-то сопротивляться его введению. Просто нужно время, чтобы те, кто принял ЕГЭ, убедились, что это не дает сдвига в лучшую сторону или даже ухудшает ситуацию, в чем убеждены преподаватели университета. Но для этого нужно, чтобы люди попробовали - как говорят, хлебнули бы горя!

А когда нахлебаются, то уже будет другая реакция. Так что, как я говорю, нас опускают до европейского уровня".

Владимир Рыжков / депутат Госдумы РФ:

"Разумеется, снизится. Уже снижается! У нас в Алтайском крае количество выпускников школ, которые поступили в вузы по единому госэкзамену, возросло процентов на тридцать. И соответственно, такая статистика есть и по остальным регионам. Очевидно, что ЕГЭ открывает дорогу для ребят из сел и отдаленных городков, которые хорошо учатся, но у которых нет денег на оплату репетиторов или городских преподавателей. На мой взгляд, это очевидная антикоррупционная мера.

Снижает ли такая система уровень знаний? Есть разные точки зрения. Я, например, доверяю тем специалистам, которые говорят, что большой угрозы уровню знаний ЕГЭ не представляет. Но зато очевидно, что социальные шансы выравниваются. Так что плюсов больше, чем минусов".

Аркадий Инин / писатель, сценарист:

"Я категорический противник единого госэкзамена! Это чушь американская и абсолютная бредятина для выращивания недумающих людей и роботов. Это из серии игр "Кто хочет стать миллионером?" с угадыванием ответов по тестам. Никаких тут знаний не выявляется, это абсолютная чушь! Не знаю, снизит ли ЕГЭ уровень коррупции, но то, что он снизит элементарный уровень образования - в этом у меня никаких сомнений нет. У нас есть пример Америки, и я на нее могу ссылаться, потому что знаю.

Эти люди учатся по системе тестов, а потом становятся, скажем, врачами. Наш врач придет, пощупает, поговорит, обсудит, посмотрит, подышит, а эти… У них на любую болезнь - опять же система тестов. И мысль у них только одна: "Не дай бог что-то сделать не по тесту!" Ведь тогда родственники заболевшего засудят. Им совершенно до фени, выздоровеет он или нет, но не дай бог какой-то пунктик из тестов нарушить! Вот так у них вся жизнь и идет.

Так что сама система единого госэкзамена глубоко порочна.

Как это - принимать экзамен и не видеть человека!? Не глядя ему в глазки, не понимая, что он в связи с волнением сделал что-то не то… Или, наоборот, увидеть абсолютно прекрасно написанную шпаргалку, потом услышать от него пару фраз и убедиться, что он - дебил… Исключение человеческого фактора - абсолютная технологическая глупость!"

Ирина Винер / главный тренер сборной России по художественной гимнастике:

"По идее, ЕГЭ должен снизить уровень коррупции. На первое время это здорово должно помочь! Это хорошая система, так и делают во Франции, Германии, Англии.

Но русский народ очень талантлив на выдумки. Как говорят, голь на выдумки хитра! Так что, я думаю, что и здесь лазейку могут найти, правда, пока не представляю, какую".

Новость интернет-ресурса "Газета"

Читайте полную версию на сайте