Прокуратура Алтайского края выявила нарушения при передаче в аренду объектов госсобственности
Прокуратурой Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты государственной и муниципальной собственности, которая показала, что нарушений в этой сфере достаточно много. В том числе, в крае допускаются нарушения и при передаче в аренду объектов государственной собственности.
В частности, рядом государственных образовательных учреждений с нарушением норм федерального законодательства заключаются договоры аренды частей занимаемых помещений, находящихся в федеральной собственности, вопреки целям деятельности этих учреждений, без экспертной оценки воздействия таких договоров для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей.
Как сообщили в прокуратуре Алтайского края, в ходе проверки установлены факты так называемой скрытой аренды, т.е. передачи государственного и муниципального имущества в аренду без заключения договора и без взимания арендной платы.
Так, при рассмотрении прокуратурой края обращения руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Первомайским почтамтом Управления Федеральной почтовой связи Алтайского края – филиала ФГУП "Почта России" без согласования с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю преданы в пользование отдельным юридическим лицам и предпринимателям нежилые помещения общей площадью 377,1 кв.м., расположенные в здании по ул. Космонавтов, 2-г г. Новоалтайска.
В целях устранения названных нарушений прокурором г. Новоалтайска директору Управления Федеральной почтовой связи Алтайского края – филиала ФГУП "Почта России" внесено представление, по результатам рассмотрения которого направлены уведомления о расторжении договоров на возмещение затрат на содержание помещений и об освобождении занимаемых помещений. Кроме того, виновные в указанных нарушениях лица уволены.
Проведенная счетной палатой г. Бийска проверка муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Бийска" показала, что значительная часть муниципального имущества используется без заключения договоров аренды, вследствие чего потери городского бюджета составили 142,07 тыс. руб.
Заслуживает внимания слабо организованная претензионная и исковая работа собственников. По информации прокурора г. Бийска задолженность по арендной плате за пользование муниципальным имуществом по действующим договорам 2006 г. на 01.05.06 составляла 1,3 млн. руб. В целях сокращения данной задолженности прокурором города арендаторам внесено 15 представлений.
В рамках настоящей проверки дана оценка деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Полномасштабная проверка этого вопроса проводилась весной прошлого года. Однако в ходе настоящей проверки выявлены все те же нарушения.
Установлено, что вопреки требованиям ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ряд уставов муниципальных предприятий Косихинского и Петропавловского районов в срок до 01.07.03 не приведены в соответствие с нормами данного закона, в связи с чем в них содержится множество положений, противоречащих действующему законодательству.
Прокурорами Кытмановского района, Центрального и Индустриального районов г. Барнаула при проверке деятельности унитарных предприятий установлено, что в нарушение ст.ст. 131, 164 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отдельными предприятиями вещные права на закрепленное за ними государственное и муниципальное имущество не зарегистрированы.
Как сообщил начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Александр Фомин, практически всеми принимавшими участие в проверке прокурорами отмечено, что контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарным предприятиям имущества собственником осуществляется ненадлежащим образом, как правило, носит формальный характер, что в свою очередь приводит к незаконному отчуждению муниципального имущества.