Прокуратура Алтайского края выявила нарушения порядка и условий приватизации муниципального имущества
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В Краснощековском, Кытмановском, Романовском, Троицком, Хабарском районах правовые акты, определяющие порядок и условия приватизации муниципального имущества, вообще не приняты.
В Кытмановском, Петропавловском, Романовском, Хабарском районах в нарушение федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" прогнозные планы приватизации муниципального имущества ежегодно не составляются, решения о продаже муниципального имущества в официальных изданиях не публикуются.
Вместе с тем, продолжают иметь место факты отчуждения муниципального имущества, минуя установленные законом способы приватизации. Данные нарушения пресекаются посредством обращения прокурора в арбитражный суд.
Наибольшее число нарушений установлено при осуществлении полномочий собственника при передаче муниципального имущества в аренду.
Практически всеми прокурорами, принимавшими участие в настоящей проверке, отмечено, что в нарушение Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при передаче муниципального имущества в аренду не проводится оценка стоимости объектов, принадлежащих муниципальным образованиям.
Так, при проверке комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула установлено, что по состоянию на 01.01.06 г. комитетом заключено 1630 договоров аренды, общая площадь арендуемых помещений - 422,3 тыс. кв.м. При этом оценка объектов предаваемого муниципального имущества, как правило, не проводилась. Исключения составляли лишь сделки по передаче в аренду объектов инженерных сетей.
Как сообщили в прокуратуре Алтайского края, весьма актуальным в настоящее время является вопрос о регистрации долгосрочных договоров аренды недвижимого государственного и муниципального имущества.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Вопреки требованиям названной нормы закона, значительная часть договоров долгосрочной аренды недвижимого имущества не регистрируется.
Кроме того, прокурорами принимались меры к возврату муниципальным образованиям земельных участков, переданных по договорам аренды сроком более года, не прошедшим государственную регистрацию, и, соответственно, считающимся в силу ст. 433 ГК РФ незаключенными. В 2004 году предъявлено 89 подобных исков, в 2005 – 99, в 2006 - 10. Принятие названных мер реагирования понуждает ответчиков к государственной регистрации сделок, что, в свою очередь, влечет увеличение доходной части бюджетов.
Нередки случаи незаконного освобождения арендаторов от арендной платы.
В ходе настоящей проверки прокуратурой Железнодорожного района города Барнаула установлено 20 случаев незаконного освобождения администрацией района от арендной платы граждан, право на это не имеющих. В целях устранения нарушений закона прокурором в суд направлено 20 исковых заявлений о признании незаконными действий администрации Железнодорожного района по освобождению от арендной платы и взысканию суммы арендных платежей за землю. Из указанных исков 9 рассмотрено и удовлетворено.