Имущество, банки, силовики: алтайский омбудсмен рассказал, на что жалуются бизнесмены
Земельные и имущественные отношения, банковские организации и действия правоохранителей – так выглядит топ тем, по которым бизнесмены Алтайского края чаще всего обращались за помощью к бизнес-омбудсмену. Об этом депутатам краевого парламента через неделю в своём докладе расскажет уполномоченный по правам предпринимателей Андрей Осипов.
На что жалуются предприниматели?
Доклад уже сейчас есть в доступе на сайте АКЗС, так что не будем ждать и заглянем в него сейчас. Тем более что там много интересного. Но сначала о жалобах бизнеса. Итак, в 2022 году Осипов получил 261 обращение, из них:
- 17,7% – по вопросам земельных и имущественных отношений;
- 16,3% – в сфере финансово-кредитных отношений, банковской деятельности;
- 15,6 % – обращения на действия краевых полиции, Следкома, прокуратуры, ФСБ;
- 12,2% – на действия органов контроля (надзора);
- 8,8 % – на налоговиков;
- 4,8% – на действия должностных лиц службы судебных приставов;
- 4,1 % – в сфере авторского права, товарных знаков;
- 3,4% – в сфере государственных и муниципальных закупок, в т.ч. на неоплату госконтракта;
- 2,7% – в сфере электроэнергетики, газораспределения;
- 2,1% – по мерам поддержки бизнеса (по теме ковида и санкций против России);
- 0,7% – на действия судов при вынесении приговора.
Ещё 8,2% были с просьбой разъяснить законы.
В своём докладе Андрей Осипов объяснил, по каким земельно-имущественным вопросам к нему приходят чаще всего. Кстати, с каждым годом всё реже.
"Причинами таких жалоб становятся неправомерные отказы от продления договоров аренды нежилых помещений и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; незаконный снос объектов, используемых в предпринимательской деятельности; согласование с администрацией района проведения работ по перепланировке или переустройству коммерческого помещения; завышенная кадастровая стоимость земельных участков и др.", – сказано в документе.
Снижается и количество обращений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Те, что были в 2022 году, касаются невыполнения обязательств по оплате, невозможности исполнения заключённого контракта.
Отдельно омбудсмен разделил жалобы по уровню полномочий и принимаемых решений (смотрите на картинке). Половина из них – на действия или бездействие федеральных органов власти. Кстати, этот показатель в последние три года тоже немного упал.
Чаще всего жалобы поступают от предпринимателей, оказывающих услуги, и торгового бизнеса (по 38%), представителей сферы промышленности и производства (13,6%). В меньшей степени весточки приходят от аграриев (8,2%) и строителей (1,4%).
И что, он им помогает?
Помогает. В 38,6% случаев права предпринимателей удалось восстановить (хотя где-то и частично), сумму средств, которые удалось при этом вернуть, оценили в 13,5 млн рублей.
Например, одному из коммерсантов Андрей Осипов помог забрать свои 98 тысяч рублей, "зависшие" в уголовном деле. Дело было так: сотрудник электросетевой организации потребовал с него взятку, законопослушный гражданин пошёл к правоохранителям и всё им рассказал. Те задержали взяточника с поличным вместе с 98 тысячами, которые предприниматель взял из кассы. Мужчину осудили. А вот деньги бизнесмену так и не вернули. Осипов помог восстановить финансовую справедливость.
Ещё один пример – контракт частной компании с МУП "Каменские теплосети". Муниципальное предприятие не оплатило поставку материалов для утепления трубопровода на 1,9 млн рублей. После вмешательства уполномоченного директора МУП привлекли к административной ответственности и выписали штраф в размере 30 тыс. рублей.
Подключился омбудсмен и к резонансной истории с автоподставщиками. На них ему пожаловались сразу несколько страховых компаний. Андрей Осипов помогал проработать механизм, как привлечь их к ответственности. В январе 2023 года группу подозреваемых по делу о мошенничестве с подставными ДТП на сумму более 50 млн рублей задержали.