«Радость со слезами». Жители Донбасса рассказали о своем отношении к российскому признанию
Решение президента РФ Владимира Путина о признании независимости Донецкой и Луганской республик вызвало бурные эмоции во всём мире. И в России тоже. Одни выражают категоричное несогласие, другие — столь же категоричную поддержку. Но сильнее всего признание республик отразится на их жителях. И пока вы спорите, amic.ru узнал, как относятся к происходящему в Донбассе. «Возвращение домой», «надежда на нормальную жизнь», «мы ждали этого восемь лет» — это только часть ответов. А ещё: «мы этого добились большими жертвами», «у нас много вопросов», «уезжает балласт». Подробнее рассказывает Андрей Магас.
«Мы ждали этого восемь лет»
Когда Владимир Путин подписал указ о признании ЛНР и ДНР, женщины плакали от счастья, рассказывает жительница Луганска Евгения Власова. Так же плакали и в 2019-м, когда получали российское гражданство — «очень волнительно было». По словам Евгении, сейчас люди надеются, что вместе с признанием независимости и помощью от России к ним, наконец, придёт стабильность.
«Было радостно и трогательно, ведь мы ждали этого восемь лет. Понять нас можно, потому что жить без определённости, без уверенности в каком-то будущем очень сложно, даже жёстко, я бы сказала. Даже, скажем, когда человек сидит в тюрьме, то ему всё ясно и понятно, и от этого проще: он знает, что будет через какой-то промежуток времени. Нам же приходилось все эти годы пребывать в полной неизвестности, вплоть до того, что непонятно было, как строить свою жизнь. До смешного доходило: менять старую крышу, которая уже вся „в латках“ на новую или нет. В любой момент могло не стать и всего дома — сколько жилищ разрушено бомбёжками. Это тяжело. Неопределённость это, наверное, самое тяжёлое».
##news_5d3583fd-58b7-41c4-8473-1f9ed15d58f1##
Евгения говорит, что случившееся признание — «это глоток свежего воздуха и надежда на мирную жизнь, которая уже не будет на «одной ноге».
«Надеемся, что к нам придёт та стабильность, которая есть в России, где живут люди обычной, нормальной жизнью. Мы хотим жить спокойно. Строить планы, радоваться жизни. Это самые обычные человеческие желания. Ничего сверхъестественного мы не хотим», — подчёркивает собеседница.
Военные осматривают место взрыва в Луганске/ Фото: «Инцидент Луганск«
Луганский медик Александр Милько оказался более сдержан. Мужчину тревожит текущая ситуация в республике и ближайшее будущее, которое не определено:
«Скажу коротко. Пока после признания у нас появилось очень много вопросов и ни одного ответа. Мы хотим все более конкретно знать, что ожидает Луганск и весь Донбасс. Зачем идёт практически принудительная мобилизация. И что будет с теми, кто уже мобилизован — в регион введены российские войска, вроде как потребности в них нет, а рабочие места «оголились».
##news_b37f9cdc-9d26-4364-8469-0b99a13dc87c##
Активистка Виктория из столицы ДНР, известная в Сети как Виктория Донецкая, сравнивает признание с Днём Победы, сказав, что «это праздник со слезами на глазах»:
«Ведь многие не дожили до этого дня, в боях погибли друзья, родственники, знакомые люди. Поэтому мы просто благодарим Россию за этот шаг и поддержку нас. Вместе с тем мы понимаем, что это только начало нашего пути и впереди ещё много чего надо сделать, и в ближайшее время нас ждут и потери, и слезы, и кровь, и, надеемся, победа над украинским фашизмом. И процесс наказания виновных. Без этого нет пути вперёд. Но самое главное уже случилось: признание и независимость, что принесло нам веру в будущее. Мы готовы к трудностям и уверены, что сможем предстоящие сложности преодолеть. Причём очень важно, что наша молодёжь очень патриотично настроена».
Люди готовы трудиться
Жители Донбасса обрадовались известию о признании независимости со стороны России, но свои чувства привыкли выражать сдержанно, отмечает донецкий историк, публицист Александр Дмитриевский. Объяснение простое — слишком труден был путь, на радость не осталось сил.
«Конечно, и в ДНР и в ЛНР были рады, но эта радость часто не имела внешних проявлений. У нас в Донецке вообще люди более скупы на выражение своих чувств, потому что опасностей у нас хватает и в мирное время: тот же шахтёр, отправляясь в забой, не знает, отдаст ли он после смены второй жетон табельщику. Отсюда и сдержанность в эмоциях. К тому же это радостное и долгожданное событие было добыто великими трудами, большими жертвами...
Знаете, в эмоциональном плане можно сравнить с возвращением средневекового рыцаря, когда после тяжёлого похода он в родных стенах снимает доспехи, вешает на стену оружие, и произносит: „Теперь я дома...“ Примерно так и у нас».
Фото: патруль проверяет на улицах Донецка / «Типичный Донецк«
Дмитриевский подчёркивает — восстановление Донбасса потребует много средств, но он не ждёт дотаций, ему нужны инвестиции. И эти инвестиции, уверен историк, окупятся сполна. Несмотря на то, что экономика Донецкой Республики сильно пострадала от войны:
«Часть наших промышленных предприятий была разрушена в ходе боевых действий, что-то было разорено ещё в украинский период. Но в то же время многое из промышленного парка удалось сохранить. В любом случае Донбасс потребует инвестиций. Не дотаций, а именно инвестиций, вложений, которые окупятся, потому что промышленный потенциал сохранён. Люди у нас умеют работать и готовы трудиться.
##news_6bfcce48-7b3a-40a9-81da-b8b695c68785##
К тому же, говорит мужчина, в Россию эвакуировались немногие. Большей частью — семьи с маленькими детьми и те, кого считают «балластом». Большинство оставшихся имеют российское гражданство и уверены, что в случае всего «Россия своих не бросит»:
«У многих в республике на руках российские паспорта, которые тоже являются своего рода защитой. Если у тебя паспорт гражданина России, то ты можешь быть уверен, что Российская Федерация не оставит тебя. В основном уезжают [в эвакуацию] семьи с маленькими детьми. Также уехал так называемый „балласт“, который есть в любом обществе и в любой стране. Это те, которые убегут при любой опасности. Надо сказать, эвакуация продолжается и касается она в основном прифронтовых районов. Чем дальше от линии фронта — тем меньше граждан уезжают. И это понятно: оказаться беженцем — не лучшая доля, беженец находится в руках судьбы. Не в его руках собственная судьба, а он в её руках...»
##news_99e3ce53-aba7-4908-823d-31e759d260bd##
Билетов в театр не достать
В настоящий момент в Донецке приостановлено проведение культурно-массовых мероприятий и образовательного процесса. Но вообще, несмотря на полувоенное положение, культурная жизнь была насыщенной, рассказывает Дмитриевский:
«Как ни странно, наши местные музы в прошедшие годы, несмотря на грохот пушек, не молчали. Могу сказать, что билеты в наш Донецкий театр всё это время было не достать».
Не мешает грохот пушек и влюбляться молодёжи. Чем ближе к весне, тем больше парочек на улицах, отмечает собеседник.
«Романтически настроенных молодых пар здесь немало. Как и в любом другом российском городе».
##news_479a260d-7a09-425c-bff1-cd021e212955##