Большая деревня. Архитектор объяснил, какие проблемы мешают развитию Барнаула
70% территории Барнаула занимает частный сектор. В будущем большую его часть могут застроить многоэтажными домами. Но вместе с ними в городе могут усугубиться две глобальные проблемы: дорожная и транспортная. Решить их всё-таки можно, но для этого городу придётся проделать серьёзную работу, уверен руководитель мастерской, член Союза архитекторов России Алексей Квасов.
“Предмет планирования”
Снос частного сектора и уплотнение города — это признак экономического роста, уверен эксперт. Дороги, социальные объекты, другие элементы городской инфраструктуры могут появляться только там, где много жителей. В частном секторе развитие практически невозможно. Но уплотнение города будет сопряжено с трудностями. Одна из главных — развитие инженерных сетей.
“Старая часть Барнаула обладает мелкой нарезкой улиц и мелкой структурой кварталов, они уже сложились, менять их вряд ли кто-то будет. И там возникают крупные объекты. Получается, что инфраструктура города не успевает. Хотя, по-хорошему, сначала должна произойти реконструкция улиц, инженерных сетей, а потом – строительство объектов. Всё это предмет городского планирования”, — отметил Алексей Квасов в программе "Переговорка" на amic.ru.
Сейчас же в городе сначала формируются земельные участки, на них строят объекты, а затем в авральном режиме реконструируют инженерные сети, прокладывают и расширяют дороги. И это в корне неправильно.
“Обновление городской инфраструктуры происходит с опозданием, и то, если не были нарушены градостроительные нормы и объект не выступил за границы участка. Только это позволит затем расширять и реконструировать улицы”, — говорит архитектор.
Один объект — сотни проблем
Отсутствие стратегии в развитии города происходит из-за того, что город не обладает достаточными компетенциями и финансовыми ресурсами, чтобы развивать инженерные и коммунальные сети, считает архитектор. Вот и получается, что на развитие города во многом влияют застройщики. Они могут возвести объект, предусмотрев будущее расширение улиц. А могут, напротив, навсегда лишить город перспектив развития.
“Есть негативный пример застройки — дом в 16-17 этажей на пр. Строителей. В своё время его почему-то разрешили строить. А ведь у нас старым генпланом была заложена трамвайная ветка от проспекта Красноармейского до улицы Челюскинцев, далее по Строителей и Павловскому тракту через улицу Власихинскую и в новые районы. Это довольно дорогостоящая вещь, но будущее у нас за электротранспортом в любом случае. А это здание перегородило на десятилетия вперёд возможность объединения двух трамвайных веток”, — отметил Алексей Квасов.
Он считает, что один из способов предусмотреть грамотное перспективное развитие города — это правильная разработка генплана и сопутствующих документов. Их застройщики вряд ли смогут “ослушаться”.
“Если в документах грамотно продуманы, например, красные линии, ограничивающие квартал и позволяющие расширить улицу, застройщик никогда не выступит за эти линии. Так сохранится возможность расширения проезжей части в будущем”, — сказал архитектор.