"Праздник — мой стиль жизни": как предприниматель из Барнаула в 18 лет с нуля основала успешный event-бизнес

Анна Усова стала одним из самых известных организаторов Барнаула, а теперь выступает экспертом на "Фабрике бизнес-идей"

Главный совет, который дают начинающим бизнесменам, — заниматься только тем, что интересно и знакомо. Энтузиазм и любовь к своему делу помогают не опускать руки, несмотря на неизбежно возникающую конкуренцию, финансовые трудности и банальные неудачи.

Предприниматель из Барнаула Анна Усова сложностей практически не замечала — так увлечена была организацией праздников. Она смогла развить любимое дело, а теперь помогает найти его другим. Так, в конце 2021 года Анна выступила экспертом на шоу “Фабрика бизнес-идей”, которое проводит центр “Мой бизнес”, и даже после его окончания продолжает работать с участниками. Какие идеи были представлены в этом году, почему проект так важен для молодёжи Барнаула, а также о собственном бизнесе Анна Усова рассказала на радио “Эхо Москвы”.

Как вы стали экспертом на “Фабрике бизнес-идей” и какова была ваша роль на этом проекте?

— С центром “Мой бизнес” мы плотно сотрудничаем, работаем по разным направлениям, и накануне “Фабрики” от них поступило предложение стать экспертом на этом проекте.

Формат, конечно, очень необычный для меня. Я думала, там будут действующие предприниматели, я с ними пообщаюсь, обменяюсь опытом. Но оказалось, что большая часть проектов — а всего их 28 — были представлены школьниками и студентами, и лишь несколько взрослых бизнесменов участвовали. Наверное, тем и уникален проект, что сегодня центр “Мой бизнес” может поддержать начинающих предпринимателей “стартануть” качественно и правильно, потому что у нас таких ресурсов не было 15-20 лет назад, когда мы начинали.

Я была экспертом, представителем с опытом и стажем в своём бизнесе. Ребята подходили, рассказывали о своей бизнес-идее — что сделано, что не сделано, и ждали обратной связи. За 10 минут, которые на это были отведены, выслушать и что-то сгенерировать непросто. Но я помечала себе сразу, у кого проект цепляет, у кого есть будущее — своим взглядом всё равно уже понимаешь, у кого какой потенциал. Брала номера у некоторых ребят, свой контакт давала всем абсолютно: чем смогу — помогу. Так у нас закрутилась деятельность.

Сколько в итоге участников из тех, кому вы дали свой номер, откликнулись и позвонили?

— Человек пять написали мне в WhatsApp — молодёжь сейчас звонит редко. Я им всем ответила, что в середине декабря с ними обязательно свяжусь. Но я понимала, что желающих на самом деле намного больше, и предложила сделать встречу. Пришла с этой идеей в центр “Мой бизнес”. Они говорят: давайте Zoom, онлайн. А я настаивала именно на живой встрече — поговорить по душам, увидеться, пообщаться. Это же такая поддержка ребятам! В итоге они мне помогли, оповестили участников, организовали площадку.

На встрече я раздала ребятам контакты актуальных блогеров, кому они могут написать и свои услуги продвинуть. Например, был проект по развитию детства, а у меня целый список серьёзных предпринимателей, которые могут помочь в этом деле, взять на работу или поддержать…

Хотелось бы поподробнее узнать об этих проектах. Расскажите, что за проект в сфере детства? И какие ещё идеи были представлены?

— Проект по развитию детства представили ребята взрослые уже, с высшим образованием. У них новый подход к образовательной сфере — игромастерство. Его суть в том, что обучение подаётся через игру, чтобы у ребёнка был интерес. Я эти методики посмотрела — у них даже книги уже написаны!

Познакомила их с нужными людьми, а также с продюсерами, которые могли бы продвигать их онлайн, вводить инфопродукты для родителей. Меня этот проект зацепил, и я готова его максимально поддерживать, потому что культура образования — это основа, а у нас она развита слабо — даже, скорее, отстает. А без культуры образования невозможно развиваться обществу, стагнация наступает. И потом, если мы не будем развивать эту отрасль, что от нашей молодёжи ждать?

Ещё запомнилась девочка, которая производит бомбочки для ванн ручной работы. Она для всех наших гостей подготовила эти бомбочки — все остались в восторге! У неё уже достаточно заказов, несмотря на то, что она совсем молодая — только закончила школу. Ещё из активных предпринимателей отмечу студентку первого курса, которая валеши делает, — это валенки, красиво расписанные и разукрашенные. Она тоже уже зарабатывает.

Им пригодилось всё, что я им давала, — и контакты блогеров, и приглашения на имиджевые мероприятия, и реклама на новостных сайтах и в соцсетях.

Вообще идей было много. Одна девочка хотела делать мини-теплицы. Другие планировали пчёл спасать. Мальчики создали приложение, чтобы искать работников: снег откидать, стену покрасить. Другие предлагали создать компанию по запуску аккумуляторов у машин зимой. Я подумала: какая классная молодёжь! Только в школе учатся, а уже задумываются, как свои проекты в жизнь воплотить.

Был ещё мальчик-школьник с идеей кофейни. Мы с ним новые направления обсудили, векторы развития наметили. Понятно, что сегодня он ещё ребёнок. Но у него уже есть цель. Он окончит школу и будет знать, куда ему поступать, будет дальше продвигать свои идеи. Очень важно ещё в школе сформировать вектор развития, потому что многие после школы не знают куда пойти и чем заниматься, и это проблема.

Но молодёжь сейчас во многих вопросах более продвинутая, чем мы. Единственное, им не хватает практического опыта, и вот здесь я старалась им помочь. При этом в центре “Мой бизнес” мне говорили, что из экспертов я единственная, кто так проникся проектами. Но я если соглашаюсь на что-то — на 100% отдаюсь. До сих пор открываю список с именами участников и думаю, чем ещё могу помочь.

Ещё у нас был один мальчик, который разработал словарь китайских терминов. У него приложение, и надо понять, как это продвигать и набрать обороты. Я ему инвесторов помогаю искать.

Есть ребята, которые площадку по выгулу собак хотят организовать. Не знаю, насколько они сейчас активно подключатся, но идея хорошая. Ребята с экопродуктами были, они правильный образ жизни продвигают. В перспективе хотят открыть свой локальный магазин, но пока — онлайн.

Как вы считаете, какой процент проектов, которые были представлены на “Фабрике”, будет так или иначе воплощён в жизнь?

— Я считаю, те пять человек, которые особенно ярко себя проявили, точно осуществят задуманное. Некоторые из них уже зарабатывают, другие к этому уверенно идут. Мне кажется, из 28 проектов это достаточно хороший процент.

Как вы считаете, почему молодёжи нужно участвовать в таких конкурсах?

— Это расширяет их границы. Во-первых — смелость: вот так взять и заявить о себе. Во-вторых — развитие: вот они уже познакомились с рядом экспертов, у них уже дорога в будущее выложена. Центр “Мой бизнес” их поддерживает разными способами: информативно, рекламно. И потом, когда молодёжь так активно о себе заявляет — это обозначение своей гражданской позиции. Можно же сколько угодно времени в интернете сидеть или по улицам слоняться, а здесь ты закладываешь своё будущее.

То, что делает центр “Мой бизнес”, — это колоссальный прорыв. Молодым стартаперам — поле непаханое для развития. За лекции федеральных спикеров, которых центр привозит бесплатно, мы в своё время отдавали по 30-40 тысяч. А им нужно только прийти.

А как вы сами пришли к идее своего бизнеса? С чего всё начиналось, и с какими трудностями пришлось столкнуться?

— У меня характер лидера — я всегда была на активных позициях в школе и разных общественных организациях. Помню, в первом классе у меня было много разных наклеек — я их купила в “Детском мире”, разрезала и продавала по одной. Получается, с одной наклейки как за десять зарабатывала. Уже тогда у меня проявилась предпринимательская жилка. Наверное, от папы досталась.

В мои 18, сразу после школы, обстоятельства сложились так, что мне пришлось быстро повзрослеть и пойти работать. Сначала я уезжала в горы работать. У меня там достаточно свободная позиция была, но даже это меня не устраивало, потому что я хотела всё делать сама и чтобы никто мне ничего не диктовал. Я стала осваивать предпринимательский путь.

Так случилось, что перед Новым годом мне позвонил друг и сказал: “У меня есть десять комплектов костюмов Снегурочек и Дедов Морозов. Ты такая активная, у тебя всегда всё получается… Давай?” И я сказала: “Давай!” Он отдал мне эти костюмы, и я, не зная что делать, пошла по ресторанам — предлагать провести новогоднюю программу. У меня не было ни навыков особо, ни опыта, только внутреннее желание, открытость, любовь к миру. И праздники я очень любила.

И отклик был. Далее я набрала актёров – студентов, хорошо, что у меня сразу появилась мысль пройти по профкомам. Желающих было много, и я выбрала самых активных и талантливых. Мы с ними занимались, репетировали. В итоге у нас выходило по десять заказов в день. Вот так я свой путь начала: поздравляя Барнаул. Это был 2004 год.

Праздник — это стиль моей жизни. Я обожаю мероприятия. Я в этом живу. Даже мой проект “Монблан” связан с праздниками. Новый мой проект — женский клуб “Совершенство”, там мы тоже с участницами праздники отмечаем, просто в другом формате — для себя, а не для людей.

Но проводить мероприятия я училась сама. Были и негативные отзывы, когда я занималась организацией, потому что опыта не хватало. Потом мы, конечно, стали учиться, проходить какие-то образовательные программы в event-индустрии. Но когда мы начинали, то, можно сказать, прокладывали этот путь. Тогда организаторов вообще не было. Мы и работали сначала бесплатно. Потом за 500 рублей, за тысячу. Этого даже на бензин не хватало, но столько энтузиазма было!

Потом уже народ начал понимать, что организация праздника — это действительно важно. Например, у молодожёнов свадьба — самый важный день в их жизни, и не хочется в этот момент переживать из-за каких-то форс-мажоров. Тем более что есть профессионалы, которые окутают вас любовью и заботой. Они сделают так, что если даже форс-мажор произойдёт, этого не заметит никто. И тогда мы, конечно, стали уже хорошо зарабатывать.

То есть всё начиналось с организации новогодних праздников в 2004 году. А как ваше дело развивалось дальше?

— Уровень мероприятий рос — формат, сценарные планы, уровень площадок, костюмов, идей, подрядов, потом мы могли уже себе позволить работать с профессиональными ведущими, которые на слуху. Они даже сами нам звонили, предлагали поработать вместе.

В общем, тот Новый год 2004 дал возможность найти себя. Праздники — это реально моё. Хотя я не училась в институте культуры, я АлтГТУ окончила. Просто это в крови и в душе. У меня даже если по роду взять — все и пели, и танцевали, и вообще все очень весёлые.

Слушаю вас и понимаю, насколько важно строить бизнес на том, что доставляет тебе удовольствие.

— Да, ведь тогда это не работа, а любимое дело. Я работала 24/7 и не уставала. Я ещё при этом и замужем была, и ребёнка родила, и надо было кучу других вопросов решать. Но у меня был постоянный заряд энергии: утром встанешь, все встречи отведёшь, вечером мероприятия, ночью ещё пол в шатре покрасишь. И родные это принимали, хотя дома меня постоянно не было. Пока запал был, работа была колоссальная проделана. Последние мероприятия были проведены уже с огромными бюджетами, даже с приглашёнными звёздами.

Расскажите, как у вас появился шатёр “Монблан”?

— Опять же благодаря невестам, с которыми я работала, — даже клиентками их назвать язык не поворачивается, они как будто часть семьи. Знаете, как это бывает: придёшь на любую площадку, и что-то там да не так. Помню, весной одна из наших невест, Регина, приехала на площадку и заплакала — мол, ну как же так, на картинках одно, а здесь всё по-другому?

А мы давно хотели построить свой стационарный шатёр. И эта ситуация стала отправной точкой. Мы тогда делали уже глобальные проекты, зарабатывали хорошие деньги, и это дало возможность без каких-либо кредитов, только с привлечением партнёров и инвесторов построить собственный шатёр.

Наш шатёр уникален своими размерами: его высота — шесть метров! С инженером разговаривали, и он убеждал: “Вы понимаете, шатров таких размеров нет. Давайте сделаем другую крышу”. А я настаивала, что надо шесть метров. Это же простор, красота! Он говорит: “Тогда делаем колонны”. А я ему в ответ: никаких колон! Он говорит: “Вы ставите нам какие-то нереальные инженерские задачи”. Я отвечаю: решайте. И всё получилось!

Насколько рентабелен этот проект сейчас?

— Сейчас проект уже вышел на окупаемость. Но мы работаем три месяца в году. Если бы работали круглогодично, был бы успешный, очень качественный и эффективный бизнес. Сезонность накладывает свой отпечаток. Но в любом случае прибыль есть. И я шатру очень благодарна, и команде своей, и партнёрам, потому что этот проект уникален и даёт мне очень много возможностей.

В общем, самое главное — чтобы наши гости могли воплотить свои мечты о мероприятии в реальность. Потому что таких площадок больше нет — могу сказать с уверенностью.

Анна, вы недавно выпустили книгу, расскажите о ней в двух словах.

— Это книга о жизни. Просто однажды ко мне пришла эта идея, и я написала книгу за два дня. Потом полгода было формирование дизайна, вёрстки… Называется “Энергия природы”.

Продолжите фразу “Мой бизнес это…” и приведите три варианта ответа.

— Мой бизнес — это дело моей жизни, моя любовь, мой полёт и моя мечта.

Центр "Мой бизнес"
Адрес: Барнаул, ул. Мало-Тобольская, 19
Тел.: 8 800 222 8322
Сайт
Читайте полную версию на сайте