Цены не победить, но можно поднять зарплаты. Главное с прямой линии Виктора Томенко
Бороться с растущими ценами бесполезно, а вот доходы жителей (которые в крае одни из самых скромных по РФ) и социальные выплаты нужно повышать более высокими темпами, чем инфляция, считает губернатор Алтайского края Виктор Томенко. Об этом он подробно рассказал в ходе прямой линии, прошедшей 23 ноября. Глава региона впервые пообщался с населением в таком формате. За два с половиной часа в эфире он успел ответить почти на 30 вопросов. Почему с отопительным сезоном в Яровом случились метаморфозы, куда делась мясо с алтайских рынков и отчего QR-коды – это не "сегрегация", читайте в обзоре amic.ru.
О ковиде, вакцинации и QR-кодах
Губернатор полагает, что недавно введённая в крае система QR-кодов – вынужденная мера, без неё не обойтись. При этом он "понимает и слышит" людей, у которых "нет предела возмущению" из-за внедрения системы. Глава региона согласился, что делить людей на привитых и непривитых – ненормально. Но пока это один из главных способов уменьшить риск заражения.
"С коронавирусом мы живём почти два года. Он нанёс ущерб здоровью людей, серьёзно возросла смертность (показатель превышал данные доковидного года на 50%). Необходимо вырабатывать коллективный иммунитет, нужно чтобы 80-90% взрослого населения края были привиты. Вакцинировано лишь чуть больше 800 тысяч человек, невакцинированных ещё порядка 1 млн жителей. Если такими же темпами вакцинироваться, то нам на это понадобится 4-5 месяцев. Это время надо как-то прожить. Приходится идти на ограничения, они вынужденные, как только ситуация будет улучшаться, мы будем их отменять. Сегодня тем, кто не привит, доступ в некоторые места запрещён. Возмущению людей нет предела. Мы понимаем это, слышим и относимся с уважением к этой позиции. Звучат оценки, что это сегрегация и нарушение Конституции. Что я здесь отвечу? К сожалению, нам приходится эти меры принимать. Решая задачи более сложного порядка, мы вынуждены идти на эти меры. Мы не можем пойти на полный круг мер, связанных с локдауном, но временные меры помогают сдерживать рост заболевания", – объяснил глава региона.
О медицинской помощи и дефиците кадров
Виктор Томенко отметил, что врачи в регионе трудятся в тяжёлом непрерывном режиме, но, несмотря на это, система здравоохранения справляется с задачами. По словам губернатора, на данный момент в крае работают около 8 тысяч врачей, 22 тысячи средних и 3 тысячи младших медработников. Однако нехватка медиков всё равно ощущается, кадровый голод есть во всех звеньях, но в целом система пока справляется:
"В крае наблюдается дефицит врачей – 700-800 человек, средних медицинских работников – порядка 2000 человек. 600 человек ежегодно идут работать, примерно столько же людей выбывают – на пенсию, в другие регионы, меняют профессию. В режиме подвига люди уже плохо справляются с нагрузкой. Система здравоохранения работает с серьёзнейшей нагрузкой, даже перегрузкой. Обращения в первичное звено выросли, но система здравоохранения справляется. Есть задержки по времени, но отказов нет".
О ситуации с отопительным сезоном в Яровом
Проблемная ТЭЦ в Яровом снова будет проходить отопительный сезон при финансовой помощи со стороны краевого правительства. Сейчас к управлению станции подключили специалистов СГК и "Алтайкрайэнерго". В начале ноябре единственная ТЭЦ в городе-курорте вышла из строя, на несколько дней оставив без тепла жителей Ярового. Тем не менее Виктор Томенко считает, что в режиме ручного управления удастся "протянуть" до весны.
"Ситуация такова, что денег, которые станция получает, не хватает на все затраты: зарплату, уголь и ремонт. В итоге по 250 млн рублей ежегодно мы из краевого бюджета вынуждены добавлять. Другим же мы не платим за то, что они просто работают. И ещё в голове нужно держать, что бывшему собственнику нужно деньги отдать, мы же у него забрали станцию, а он за неё деньги платил, – пояснил губернатор. – Со станцией этой происходили некоторые метаморфозы, она переходила из рук в руки. Ситуация обострилась в январе 2019-го, мы забрали ТЭЦ из частных рук, работу организовали силами МУП. Если использовать хорошее проектное топливо, то вполне можно было бы продолжать эксплуатировать этот источник теплоснабжения, параллельно занимаясь разработкой перспективы. На данный момент техплана на будущее, о том, как именно будем устраивать систему отопления города, нет. Упустили подготовку к зиме этого года. Отопительный период придётся проходить в "ручном" режиме, за счёт бюджета края".
О запрете подворного убоя скота
Власти края не будут отменять новые правила забоя крупного рогатого скота и свиней с целью продажи. Теперь он должен идти только в специально отведённых местах – на боенских предприятиях или на специализированных площадках. По мнению Томенко, новые правила вызвали недовольство среди фермеров, но со временем, когда будет построено больше пунктов убоя, ситуация нормализуется.
"Тема получилась резонансной. Очень много недовольных. Затронуты интересы людей, которые торгуют мясом или занимаются его перекупкой. Вопрос не новый для нас. Тянуть дальше нет возможности, можно получить большие проблемы. Вплоть до пандемии, но среди животных. Мы имеем проблемы чумы среди свиней. У нас действует специальная комиссия, которая следит за ситуацией. Не принять решение наши органы ветеринарии не могли. Больше нужно было пунктов убоя создавать, наверное, но это частная инициатива. Сколько главы муниципалитетов края смогли уговорить частных бизнесменов создавать убойные пункты – столько и построили. Вероятно, мясо может подорожать. Но этот вопрос нужно ещё изучить. Обратного пути уже нет. Мы будем помогать по линии грантовой поддержки, субсидий предпринимателям в районах, которые будут строить пункты убоя. Ситуация находится на контроле", – заявил Виктор Томенко. – Техрегламент Таможенного союза утверждён в 2014 году, он не предусматривает подворного убоя скота. В разных регионах по-разному справлялись с ситуацией, мы в числе последних, у кого этот убой сохранился, – нашли лазеечку в правилах. Они были отменены. У нас не осталось никаких правовых зацепок. Не принять это решение краевая ветеринария не могла".
При этом губернатор признал: запрет на убой может привести к росту цен в пределах 10%. "Но цены ходили на этом ажиотаже, слухах, возмущении: мясо то есть, то нет", – сделал вывод Томенко.
О нехватке транспорта в муниципалитетах
Ситуация с пассажирскими перевозками в районах Алтайского края, которая долгое время остаётся предметом для критики со стороны жителей, начнёт улучшаться с 2022 года, считает Виктор Томенко. Однако часть внутрирайонных маршрутов в регионе уже потеряли, полагает губернатор. До конца года большая часть муниципалитетов Алтайского края получит 193 новых автобуса и "Газели".
"Внутрирайонные перевозки – ситуацию здесь, к сожалению, потеряли. Порядка 330-350 маршрутов было пару десятилетий назад, но то перевозчики уходили, то населённые пункты становились меньше. Количество маршрутов уменьшилось двукратно. Мы ситуацию пару лет анализировали, в конце концов пошли на то, что в краевом бюджете специальную статью запланировали. 500 млн рублей выделили, также приобрели порядка 200 единиц автотранспорта. С начала следующего года ситуация будет улучшаться", – рассказал Томенко.
О дефиците земельных участков для многодетных
В Алтайском крае по-прежнему острым остаётся вопрос о земельных участках для многодетных: люди по многу лет ждут своей очереди, а большинство территорий не имеют коммуникаций и условий для строительства.
"Всего 4,5 тысячи участков было предоставлено, в очереди стоят более 12 тысяч. Чем занимались власти края? Тем, что готовили эти участки, ведь выделять нужно с инфраструктурой. В 2019 году дали семьям самим выбирать землю, но решающим образом на ситуацию это не влияет. В некоторых регионах страны участок заменяют денежной выплатой. Мы разработали проект такого закона, 200 тысяч рублей на выплаты. Начать хотим с семей, где пятеро и более детей", – напомнил Томенко. В первом чтении документ ранее утвердило АКЗС.
О помощи детям с сахарным диабетом
Родители детей с сахарным диабетом I типа попросили губернатора рассмотреть возможность выделить деньги на мониторинг глюкозы за счёт бюджета. Это может обойтись казне примерно в 200 млн рублей ежегодно. Глава региона пообещал дать поручение профильным министерствам:
"У нас более 850 детей с сахарным диабетом I типа. Вопрос этот находится в работе. Помпы и тест-полоски дети получают бесплатно, но непрерывного мониторинга, чтобы избежать бесконечного прокалывания пальцев, регион не обеспечивает. Прямого пути решения вопроса пока нет, если полностью взять на себя расходы – это около 200 млн рублей ежегодно. Минздрав, Минфин и наш парламент могут заняться этим вопросом с точки зрения законодательства, поручение такое я даю. До тех пор пока нет решения этого вопроса на федеральном уровне, надо обязательно этим заниматься. Проблема большая, острая, и необходимо сделать шаги для её решения".
О газификации края
Алтайский край по-прежнему находится в числе отстающих российских регионов по уровню газификации: всего лишь на 16% территории есть голубое топливо на конец 2021 года. По словам губернатора, на данный момент газифицировано всего 125 из 1600 населённых пунктов, в которых находятся 140 тысяч домовладений.
"В сёлах с газом примерно 140 тысяч домовладений, и у половины газа нет – в основном из-за отсутствия коммуникаций до конкретного участка. В этом году президент издал указ о бесплатном подведении газа к участкам. Сегодня в газифицированных сёлах предстоит подключить порядка 73 тысяч домовладений. Мы с "Газпромом" подписали соглашение, за пять лет на газификацию края потратят больше, чем в любом другом регионе, 60 млрд рублей. Газ пойдёт от Ребрихи на Славгород и на Рубцовск. Будет проложено 600 км магистрального газопровода и ещё 400 км отводов", – заверил Томенко.
О росте цен на продукты питания
Рост цен на продукты в Алтайском крае – это результат процессов, происходящих в мировой экономике. Так считает губернатор региона. По его мнению, всё началось с мирового неурожая и, как следствие, инфляции, которая оказала влияние на мировую экономику, частью которой является и наша экономика. "Это оказало давление на ценовую ситуацию на потребительском рынке. Докатилось это и до нас", – прокомментировал Виктор Томенко.
Руководитель региона сказал, что прямых рычагов воздействия на цены у властей нет – их регулирует сам рынок. Вместе с тем, подчеркнул Томенко, цены на продукты в Алтайском крае ниже, чем во многих регионах страны:
"Мы занимаемся ценами на продукты в межведомственном порядке: статистика, антимонопольная служба это контролируют. Мы этот вопрос проконтролируем, но общая тенденция по стране такова, что продукты дорожают, а если так, и нарушений с точки зрения антимонопольного законодательства нет, то и повлиять мы на это не можем. По большому счёту, отвечать нам на ситуацию с ценами на продукты нечем, кроме как заниматься ростом доходов. Это касается единовременных выплат, которые многократно выплачивались разным категориям жителей в этом году, чтобы поддержать покупательную способность. Для этого нужен и рост заработной платы со стороны работодателей. Власть – тоже работодатели, в региональных и муниципальных органах трудится порядка 160 тысяч сотрудников, для которых мы закладываем рост зарплат. Социальная поддержка должна расти соответствующе".
О скачке цен на уголь
Резкий скачок цен на топливо и, как следствие, дефицит угля в ряде алтайских муниципалитетов не стал неожиданностью для краевого правительства. Цены на топливо стали расти ещё в начале осени, из-за того что поставщики стали больше ориентироваться на внешние рынки сбыта, рассказал Томенко.
"В крае жгут примерно около 1 млн тонн угля. В этом году он подорожал, угледобывающим предприятиям стало интереснее продавать его за границу. Вопрос этот на законодательном уровне пока не отрегулирован. Дефицит сейчас есть. Оставить совсем край без угля мы не можем, осенью мы "покувыркались", к ноябрю в рамках межведомственного взаимодействия топливо немного подтянули, но проработать вопрос с ценой пока не представляется возможным. Возможно, она немного отскочит назад, но, скорее всего, это новая реальность, с которой нам придётся жить", – сделал прогноз губернатор.
О своих впечатлениях от прямой линии
Всего на прямую линию с Виктором Томенко за две недели поступило свыше 4 тысяч вопросов. Каждый из них возьмёт в работу профильное ведомство и позднее предоставит ответ по конкретной ситуации. Глава региона заявил, что новый формат общения пришёлся ему по душе, поэтому можно ждать продолжения прямой линии в 2022 году:
"Надеюсь, что разговор наш получился. Может быть, не стоит ждать от него каких-то мгновенных результатов: это не отчёт о проделанной работе за много лет, решение всех вопросов сразу за 2,5 часа или прояснение всех проблем. Прямая линия как одна из форм обсуждения вопросов – это очень хороший формат. Думаю, что её можно проводить, конечно, не каждый месяц и квартал, но чаще чем раз в год".