"Бензин – это как хлеб". Почему в Сибири дефицит топлива и когда ждать нового роста цен?
Сибирь, как и всю Россию, скоро ждёт подорожание бензина. Так считает гендиректор группы компаний "Алтайнефтересурс" и владелец крупнейшей частной нефтебазы на Алтае Николай Абрамов. По словам эксперта, топливная отрасль до сих пор не оправилась от кризиса, который принесла с собой пандемия коронавируса. Рынок столкнулся с нехваткой ГСМ и растущими ценами.
Абрамов рассказал amic.ru, почему в России, где нефти много, внезапно возник дефицит топлива, когда ждать подорожания и почему бензин на самом деле должен стоить дороже, чем сейчас.
"Цены растут каждый день"
– Рост цен на топливо – кажется, одна из немногих постоянных в России вещей. Экономические условия меняются, цены на нефть скачут то вверх, то вниз, но бензин при этом неизменно дорожает. Почему так?
– Есть такое. Во-первых, всё вокруг дорожает. Посмотрите: металл, дерево и цемент подорожали больше чем в два раза. Продукты тоже. А топливо в этот раз как раз таки в самую последнюю очередь подорожало. При этом больше всего поднялись оптовые цены – примерно на 25%. А на заправках бензин вырос в цене, наверное, процентов на десять. А то и меньше.
И вот эта разница ложится не в карман водителей, а в карман заправщиков. Когда оптовые цены растут, у предпринимателя два варианта: либо повышать цену, либо закрываться.
– О металле и древесине нам уже объяснили, почему растут цены. А почему бензин в 2021 году дорожал?
– То, что происходит сегодня, это результат "ковидного" 2020 года. Дело в том, что когда объявили всеобщий локдаун, спрос на ГСМ резко рухнул. Соответственно, и нефтяные компании начали подстраиваться под упавший спрос. Они уменьшили производство топлива и вместо этого стали продавать больше нефти.
Нужно понимать, что в мире сейчас энергетический кризис. Цены на нефть растут каждый день. И при таких условиях нефтяным компаниям просто выгоднее продавать сырьё за рубеж. Как итог, внутри страны мы остались без продукта. Сейчас эта проблема решается, в правительстве постоянно заседания проходят. Но на это, повторюсь, нужно время. На российском топливном рынке создался огромный дефицит.
– Как этот год сказался на работе вашей компании? Для того, кто продаёт бензин, подорожание – это хорошо или плохо?
– Конечно плохо. Кому понравится, когда ценник переписывается несколько раз в неделю? Возникает нервозность. Создаётся ажиотаж. Мы не можем планировать равномерность поставок и гарантировать оперативность доставки ГСМ потребителям. Денежная ёмкость рынка растёт следом за ценами. А это – проценты по кредитам, налоговая нагрузка и так далее.
Социальный товар
– Весной многие независимые АЗС предупредили, что грядёт волна банкротств. Мол, они не могут тягаться с крупными гигантами, такими как "Роснефть" и "Лукойл". Оптовая цена слишком высока, а на заправке её даже "отбить" не всегда получается. А как вам удаётся конкурировать с большими компаниями?
– Я бы не сказал, что нам приходится конкурировать. У нас есть своя ниша, клиенты нас хорошо знают и доверяют нам. Основной продукт, по которому мы работаем, – дизельное топливо. Около 80% клиентов – алтайские сельхозпредприятия, которым нужны ГСМ для работы техники.
Наша нефтебаза из коммерческих, наверное, самая крупная на Алтае: 4,5 тысячи тонн мощности. Поэтому у нас всегда есть определённый запас топлива. Не придётся под клиента судорожно искать солярку с риском, что попадётся некачественная.
Хранение на нефтебазе при этом бесплатное. То есть человек может закупиться зимой, когда цена низкая, а забрать топливо только к началу посевной. И денег с него никто не возьмёт за это. Плюс, у нас свой транспорт, что логистически очень удобно для клиентов. А мы, имея в распоряжении и нефтебазу, и бензовозы, полностью контролируем качество топлива на всех этапах.
– По мнению экспертов, нынешние цены на ГСМ – результат сдерживания, которое проводят власти. На самом же деле топливо должно стоить на 10-15 рублей дороже. Вы с этим согласны?
– Согласен. Исходя из сегодняшних биржевых цен, по моему мнению, ценники на заправках на бензин и дизель должны быть выше минимум на 5-7 рублей. Я исхожу из оптовых цен, которые сильно выросли. Потому что в этом году мы покупали у заводов дорого, а продавали клиентам дёшево. Отсюда и убытки.
Конечно, я не призываю поднять цены. Я сам водитель и понимаю тех, кто недоволен подорожанием. Это, скорее, мысли предпринимателя. По-хорошему, оптовая цена должна стать ниже, тогда и стоимость бензина повышать не придётся. Как потребитель, я, конечно, хотел бы, чтобы бензин стоил дешевле. Но это рынок.
– А правда, что бензин в Алтайском крае – один из самых дешёвых в России? Если да, то почему?
– Правда. Необъяснимо, но факт. Опять же, тут многое зависит от топливных гигантов и от того, как они представлены в регионе. И от логистики: на заправках, до которых сложнее и дольше добираться, цены будут выше. Насколько мне известно, цены на АЗС крупных компаний формируются исходя из средних в регионе.
А у нас в крае есть АЗС, которые цену и на три рубля дешевле выставляют. Хотя торгуют они, по факту, суррогатом под видом нормального топлива. Вот и получается что средняя цена ниже, чем в соседних регионах. Что для потребителя, в общем-то, хорошо: есть возможность выбора – либо заправиться качественным топливом, либо дешёвым.
"Пока только надежды"
– Эксперты предупреждают, что скоро нас ждёт очередной рост цен. Как, по-вашему, ждать ли нам роста цен и каким он будет?
– Исходя из текущей ситуации на бирже могу предположить, что рост цен возможен в пределах инфляции. Примерно на пять рублей за литр.
Когда говорят о взрывном росте, нужно помнить одно: государственные компании не будут резко повышать цены. Бензин – это товар социальный. Такой же, как хлеб. Поэтому когда речь идёт о цене, есть всегда политический и социальный подтекст.
Тем более что свою прибыль крупные компании всегда получат. У них ведь есть и добыча, и НПЗ, и АЗС. С заправок они прибыль вообще могут не получать, но всё это компенсируют продажами нефти за рубеж. В общем, есть возможность лавировать. Мы так не можем, но играть вынуждены по чужим правилам. Так что не думаю, что рост будет очень серьёзным.
– Есть ли надежда, что дефицит топлива скоро закончится?
– Вот именно, что пока только надежда. Небольшие подвижки есть. Сейчас оптовая цена на ГСМ потихоньку пошла вниз. В последние дни наблюдаем снижение стоимости бензина. Дизельное топливо – пока нет. В общем, это небольшие лучики на бирже, которые вселяют оптимизм. Ждём, что будет дальше.
Плюс, осенью и зимой цена на ГСМ традиционно падает. Поэтому надеюсь, что рынок насытится ГСМ, и следующий год получится более или менее ровным.