Мясо через WhatsApp. Депутат оценил последствия новых правил убоя скота на Алтае
В начале ноября в Алтайском крае приняли решение запретить подворный забой крупного рогатого скота и свиней с целью продажи. Теперь он должен осуществляться в специально отведённых местах – на боенских предприятиях или на специализированных площадках убоя. Всё это может привести к дефициту продукции на прилавках, а мясо фермеры края будут продавать через социальные сети или WhatsApp. Об этом в интервью изданию "Голос труда" рассказал депутат АКЗС от КПРФ Вячеслав Лаптев.
Бремя для крестьян
В крае сейчас выявили 123 бойни. Однако в 10 районах их нет: Бурлинский, Залесовский, Ельцовский, Калманский, Красногорский, Крутихинский, Кытмановский, Солонешенский, Солтонский, Угловский. Ещё в двух – Ребрихинский, Топчихинский – боенские пункты входят в промышленные свинокомплексы и не могут оказывать услуг населению. По мнению коммуниста, бремя по строительству пунктов убоя берут на себя предприниматели. Один модульный убойный пункт обходится в пять миллионов рублей. Многие комплексы до сих пор не работают, потому что к ним не подведён водопровод и не построены выгребные ямы. Всё это, уверен Вячеслав Лаптев, может привести к развитию теневых рынков сбыта.
"Учитывая специфику Алтайского края, где основной объём мяса из личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств поступает на рынок в ноябре-декабре каждого года, решение комиссии уже привело к невозможности легальной реализации выращенного к сезону скота. Это решение служит плодородной почвой для развития коррупции и теневых рынков сбыта", – говорит депутат.
Мясо через соцсети
Одним из последствий новых правил забоя скота Вячеслав Лаптев видит в торговле через социальные сети или в багажниках машин. Причём у продавцов свинины и говядины может не оказаться документов от ветврачей. Всё это может привести к вспышкам заражения населения, а также ударит по карманам крестьян. Для многих жителей небольших сёл разведение скота – единственный источник дохода. Отсутствие у сельских жителей легальной возможности продавать мясо выращенных на подворьях животных приведёт к социальной напряжённости в Алтайском крае, так как в большинстве сёл нет работы, и откорм бычков и поросят на продажу является единственным источником дохода населения, говорит депутат.
"Принятое решение уже спустя неделю даёт негативные результаты. К какому коллапсу это приведёт, можно только гадать. В решении представлены интересы уж слишком малого круга участников рынка – перекупщиков, владельцев убойных пунктов", – пояснил Лаптев.
Подорожает мясо
Депутат АКЗС уверен, что нововведение повлечёт за собой удорожание мяса. С одной стороны, по его оценке, затраты для крестьянина на убой одной коровы могут вырасти на 50%, что фактически поставит крест на привычных доходах. А с другой – новые правила открывают Алтайскому краю возможность экспорта свинины и говядины в более богатые регионы России и в страны Таможенного Союза. Такая возможность позволит как мелким, так и крупным сельхозпроизводителям, занятым в животноводстве, реализовывать мясо за пределы региона по более выгодным ценам. Соответственно, вырастут цены и на внутреннем рынке.
"Это отразится и на росте стоимости мяса внутри региона, где покупательная способность населения одна из самых низких в Сибири. Внутреннее потребление мяса в Алтайском крае может сократиться. В районах, где нет убойных пунктов, появились скупщики, которые берут мясо вообще без каких-либо документов по заниженным ценам", – отметил депутат.
Спекуляция
По словам депутата, сегодня убойные пункты выставляют нереальные цены за свои услуги: от двух и до шести тысяч рублей за одно животное с учётом доставки. А на некоторых пунктах даже предлагают выдать фиктивные документы, что якобы оказана давальческая услуга за определённую плату, а фактически же скот можно забить дома.
В районах, где нет убойных пунктов, некоторые скупщики готовы брать мясо без документов по заниженным ценам. Например, за свинину они предлагают по 160 рублей за килограмм (неделю назад она была по 210-220 руб.), за говядину – по 180-200 руб. (неделю назад – 250-260). То есть для крестьянина мясо дешевеет, а для конечного потребителя – дорожает.
Что делать?
Выходом из сложной ситуации член КПРФ видит отмену решения противоэпизоотической комиссии. Необходимо позволить сельским жителям легально продать уже выращенное к сезону мясо. Кроме того, чтобы дать возможность реализовать региону свой экспортный потенциал по мясу, следует перейти к рассмотрению запрета подворного убоя с целью продажи только после постройки убойных пунктов в каждом районе края, где есть в этом необходимость. Правительство же региона должно разработать совместную государственную программу по финансированию строительства боенских предприятий на территории региона.
"Реализация этих мер даст возможность учесть интересы как мелких сельхозпроизводителей, которые смогут в дальнейшем легально сбывать мясо, соблюдая требования технических регламентов Таможенного Союза, так и крупных животноводческих комплексов, которые смогут реализовать свою продукцию в другие субъекты Российской Федерации и страны Таможенного Союза. Также это остановит рост социального напряжения в Алтайском крае, позволит избежать формирования теневых мясных рынков и устранит угрозу заражения граждан непроверенным мясом", – заключил Вячеслав Лаптев.
Ранее стало известно, что 11 ноября в Алтайском крае на продажу заколоть поросят в своём дворе уже не получится. Согласно техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", забой скота разрешён только на специально оборудованных для этого площадках. Чиновники и ветеринары объясняют: это необходимо, чтобы навести порядок на рынке мясной продукции и снизить риски распространения опасных инфекций.